Филологический портал (языкознание) 2006





КОММУНИКАТИВНЫЙ АСПЕКТ В РАБОТЕ НАД ИНТОНАЦИЕЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ

Бесспорно, что важнейшим средством коммуникации является слово. Человек, произносящий речь, приковывает к себе внимание. Однако внимание может быстро иссякнуть, речь не найдет адресата, человек, произносящий ее, не будет услышанным. Причин этому много.
Сегодня на фоне возросшей речевой активности особенно остро ощущается неумелое обращение со словом, неумение говорить и слушать, слушать и слышать, а главное - приходить к согласию в процессе общения. В повседневном общении людей, в науке, в политической жизни, в системе образования мы наблюдаем тенденцию к падению речевой культуры: засорение словесным мусором и неоправданным насаждением англицизмов, утрату образной красоты и силы языка, потерю русской утвердительной интонации понижения голоса (утвердительные предложения произносятся с повышением тона, создающим интонацию незавершенности) и многое другое.
Сегодня особенно велика потребность в практике речевого общения и в разработке конкретных способов воспитания речевых умений и навыков, в мастерстве публичной речи.
Реабилитация риторики как искусства убеждать и, следуя русским риторическим традициям, "красно" - хорошо говорить, продиктована вопиющими недостатками нашей публичной речи и пробелами в школьном и вузовском образовании.
Введение в школьные программы предмета "Риторика" требует формирование определенных знаний, умений и навыков у будущих учителей, учителей-гуманитариев в особенности, а также совершенствование их на различных этапах обучения в вузе и в дальнейшей профессиональной деятельности.
В тезисах мы попытаемся показать, как можно организовать работу над одним из важнейших коммуникативных качеств речи - выразительностью, используя опыт работы над интонацией.
Монотонная речь воспринимается очень трудно. Работа над интонацией русской речи в условиях билингвизма особенно важна. Она может быть одним из средств повышения культуры звучащей речи.
Лингвисты и методисты, давая определение интонации, включает в ее состав различный список компонентов.
В своей работе мы опираемся на следующее определение: "Интонация - сложный комплекс просодических элементов, включающих методику, ритм, интенсивность, темп, тембр (как эмоциональную окраску речи), логическое ударение, и паузы, - служащих на уровне предложения для выражения как различных синтаксических значений и категорий, так и экспрессивных и эмоциональных коннотаций".9
Рассмотрим возможную работу над некоторьми компонентами интонации: темпом, паузами, тоном и тембром.
Темп речи (итал. tempo, от лат. tempos - время) - скорость произнесения речевых элементов. Нормальный темп речи русских - около 120 слов в минуту. Темп речи меняется в зависимости от содержания, ситуации, эмоционального настроя говорящего.
В работе над темпом мы используем следующие задания.
1. Определите свой темп речи. Для этого возьмите стихотворение или прозаический отрывок, отметьте фрагмент, состоящий из 100-120 слов. Если вы прочитали его за минуту, то темп вашей речи нормален; если быстрее - надо следить за собой и говорить медленнее, если не уложились в минуту, поработайте над тем, чтобы речь была более быстрой.
2. Следует научиться замедлять и ускорять темп речи. Произведите счет от 1 до 10, не изменяя высоты и громкости, а лишь увеличивая, а затем уменьшая темп.
Прочитайте наизусть стихотворение или отрывок из прозы, определите время, за которое вы его прочли. Попытайтесь ускорить, а затем замедлить'темп чтения на полминуты, одну, две минуты.
В качестве материала над темпом мы используем скороговорки и рассказы из скороговорок, составленные студентами.
При работе над темпом мы обращаем внимание на актуальное членение предложения, учитывая "что интонационное противопоставление в высказывании важного - неважного может реализоваться изменениями в темпе речи при произнесении синтагмы, содержащей несущественную, дополнительную информацию, темп чаще всего убыстряется".10
Пауза. Роль пауз в передаче смысла высказывания может быть очень большой. Один из создателей науки о паузах - паузологии - профессор О' Коннор (США) считает, что паузы говорят о человеке не меньше, чем слова. В разговоре на них уходит 40-50% времени. Следует отличать "пустые" паузы, связанные с отсутствием мыслей, знаний о предмете речи от пауз хетизации, т.е. пауз обдумывания, размышления. Мы знакомили студентов с различными видами пауз: логическими, психологическими, интонационно-синтаксическими, ситуативными, физиологическими. В работе над пауза-цией целесообразно прослушивание предложений и отрывков из текста, сопровождаемое попутной разметкой этого текста в записи. Воспроизведение прослушанных текстов с опорой на письменный размеченный текст и без опоры на него. Запись на магнитофонную ленту самостоятельно размеченного текста с последующим прослушиванием и его анализом. Заучивание наизусть и пересказ текста с заданной паузацией. Объяснение употребления паузы в заданном месте. Сравнение смысла предложений с одинаковым лексико-грамматическим составом с различной паузацией.
Тон. Высота тона (мелодика). Термин тон восходит к греческому слову tonos (буквально "натянутая веревка, напряжение, натяжение"). Говоря о тоне звуков речи, имеют в виду высоту гласных, сонорных и звонких шумных согласных. С помощью изменения тона создается мелодический рисунок речи. Движение, изменение тона является одним из основных признаков русской интонации. Интонация утверждения, вопроса, перечисления, вводности и т.д. создается за счет движения основного тона. Мелодический рисунок предложения играет важную роль в выражении мыслей и чувств говорящего и читающего. Нужно учитывать, что для работы над тоном очень важную роль играет контекст или речевая ситуация, в которой предложение используется. В работе над мелодикой (тоном) возможны такие задания.
1. Чтобы речь не была монотонной, учитесь постоянно и плавно повышать и понижать высоту тона, не изменяя силы голоса.
2. Прослушайте и повторите предложения с различной высотой гласного звука, на который приходится логическое ударение.
3. Потренируйтесь в предложении основного тона и проанализируйте связанные с ним смысловые изменения в предложении.
4. Сделайте разметку письменного текста или отдельных предложений с обозначением движения основного в каждом предложении.
5. Запишите самостоятельно размеченный текст с различными ИК.
6. Проанализируйте записанное на магнитофон чтение и сопоставьте его с образцовым чтением и т.д. О работе над очень важной просодемой - тембром голоса - необходимо сказать особо.
Это артикуляционно-аккустическая окраска голоса, ее колорит. В зависимости от эмоционального состояния человека тембр голоса может меняться. Поэтому тембром называют специфическую окраску речи, которая придает ей те или другие экспрессивно-эмоциональные свойства. Тон и тембр можно назвать важнейшими просо-демами, придающими голосу суггестивность.
В работе мы используем задания, обязательно включающие выявление подтекста, эмоционального состояния персонажа, учета ситуации общения, а также задания на моделирование ситуацией педагогического общения (педагогические и психологические этюды), придумывание текстов и обыгрывание их с использованием различных задач.
Таким образом, работа над выразительными средствами речи, или просодическими звуковыми единицами, должна занимать важное место в подготовке учителя.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.
2. Вельц Р.Я., Дорожкина Т.Н., Рузина Е.Г., Яковлева Е.А. Основы риторики. - Уфа: Китап,1997.
3. Кохтев Н.Н. Риторика: Учебн. пособ. для учащихся 8-11 кл. - М.: Просвещение, 1994.
4. Ножин Е.А. Основы советского ораторского искусства. - М., 1981. - С. 66.
5. Марченко О.И. Риторика как норма гуманитарной культуры. Учебное пособие для высших учебных заведений. - М.: Наука, 1994. -С. 120-160.
6. Головин Б.Н. Основы культуры речи. - М., 1980. - С. 204.
7. Современный русский язык / Под ред. Д.Э. Розенталя. Ч. 1. М., 1976. - С. 103-104.
8. Брызгунова В.А. Простое предложение. В кн.: русская грамматика. - М., 1980. - С. 89.
9. Ковтунова И.И. Синтагма. В кн.: Русский язык. Энциклопедия. - М., 1979. - С. 180-181.
10. Бондарко Л.В. Тепм речи. В кн.: Русский язык. Энциклопедия. - М., 1979. - С. 349.


Кабальнова Е.И. (Стерлитамак)



По материалам http://www.filologdirect.narod.ru/ Все материалы защищены в строгом соответствии с законом. При перепечатке указание на первоисточник и автора обязательны. Господа, помните о сетевом этикете.
Hosted by uCoz