Филологический портал (языкознание) 2006





РАБОТА С ТЕКСТОМ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СИНТАКСИСА

Современная методика рассматривает текст в качестве основной коммуникативной и дидактической единицы. "Как дидактическая единица текст позволит слить воедино два важнейших направления в изучении русского языка в школе: познание системы языка и познание норм и правил общения, речевого поведения в различных жизненных ситуациях" [1, 4]. В теории и практике преподавания русского языка накоплен огромный опыт, позволяющий успешно реализовать новую концепцию обучения языку. В последние десятилетия наблюдается такой всплеск интереса к различным аспектам исследования текста, который, используя метафору С.Г.Ильенко, можно назвать настоящей "осадой текста" [2].
В новом поколении национальных учебников по русскому языку, созданных авторским коллективом под руководством П.П.Шубы и Л.А.Муриной, предпринята попытка реализовать коммуникативно-деятельностный и функциональный подходы к обучению языку, организовать изучение языковых единиц на синтаксической основе, разработать систему упражнений по грамматике с учетом текстообразующих функций единиц языка. Первоочередное внимание уделяется формированию коммуникативной компетенции учащихся на базе учения о тексте, его признаках, функциональных стилях и жанрах речи. Развитие связной речи ассоциируется с умением адекватно воспринимать и создавать тексты, необходимые для полноценного общения. Особо следует отметить ориентированность учебного материала на потребности устной речи, значение которой в настоящее время неизмеримо возросло, на изучение правил ведения диалога, полемики, дискуссии, таких жанров, как учебное сообщение, научно-популярное сообщение, поздравительная речь. Блестящий образец единения языкового и речевого содержания курса русского языка на примере изучения синтаксиса простого предложения дан в работах И.А.Рабчинской [З].
Между тем вчерашний студент, а сегодняшний учитель не всегда имеет необходимые теоретические знания и соответствующую практическую подготовку для воплощения всех требований новой школьной программы. Практика изучения синтаксических единиц в курсе современного русского языка в вузе сегодня такова, что и простое, и сложное предложение рассматриваются преимущественно вне контекста (за исключением тем, связанных с коммуникативной перспективой, с актуальным членением высказывания), как типовые модели, схемы, т.е. как единицы языка. Анализ же их функционирования в речи фактически игнорируется или сведен к минимуму, что не позволяет обнаружить все свойства изучаемых языковых единиц (сравните использование текста как основной единицы обучения в преподавании иностранных языков, русского языка как иностранного, русского языка студентам-нефилологам). Ведь любое высказывание реально существует только в потоке связной речи: либо как реплика диалога, либо как часть монологического текста, т.е. обязательно предполагает то или иное текстовое окружение.
Поэтому конструктивный аспект изучения синтаксических единиц необходимо дополнить текстовым. На наш взгляд, такая учебная дисциплина, как "Лингвистика текста" должна читаться студентам-филологам не в виде спецкурса, факультативного или по выбору, а в качестве основного, обязательного лекционного курса и предусматривать определенное количество практических занятий, особенно в связи с переходом на многоуровневую систему обучения в университетах республики. Кроме того, при изучении синтаксиса современного русского языка внимание должно уделяться не только усвоению теоретических сведений об основных синтаксических единицах, совершенствованию навыков синтаксического разбора, но и анализу различных типов простого и сложного предложения в текстовом аспекте.
Текстовый анализ предполагает, по С.Г.Ильенко, рассмотрение синтаксических единиц в двух аспектах: 1) в аспекте текстовой реализации (обнаружение в конкретных текстовых условиях одних значений и функций синтаксической единицы при заглушении других, потенциально возможных);
2) в аспекте текстообразующих функций (участие синтаксической единицы в реализации важнейших текстовых категорий, определение текстовой зоны -радиуса действия синтаксической единицы при реализации ее текстообразующей функции [4].
В соответствии с этим для практических занятий по синтаксису сложного предложения мы подбираем в качестве дидактического материала не только отдельные предложения, но и небольшие по объему текстовые фрагменты и предлагаем к ним комплекс заданий, связанных с анализом и трансформацией текста. Приведем образцы таких упражнений.
1. Определите жанр речи и композиционную схему текста (линейная или параллельная). Преобразуйте текст, перестроив бессоюзные сложные предложения в синонимичные им а) сложносочиненные, б) сложноподчиненные. Какие средства связи вам понадобились в каждом из этих случаев? Какие смысловые отношения складываются между частями сложных предложений? Какие из предложенных вами конструкций могут быть отнесены к переходному типу от сочинения к подчинению?
Оба корреспондента были людьми совершенно различными. Московский гость был холост и юн; Принц-Маховик, обремененный большой семьей, давно перевалил за четвертый десяток. Один всегда жил в Москве, другой никогда в Москве не был. Москвич любил пиво, Маховик-Датский, кроме водки, ничего в рот не брал (И.Ильф и Е.Петров).
2. Определите функционально-смысловой тип речи. Проанализируйте особенности композиционной схемы текста (отсутствие тезиса, доказательство в виде развернутого сравнения). Какую роль играют в тексте сложноподчиненные предложения со значением обусловленности? Назовите типы придаточных частей.
В автомобиле вдруг закипела вода. Если бы я прозевал, мотор вышел бы из строя, потому что расплавились бы подшипники. Я остановил автомобиль, чтобы поднять капот, и вскоре нашел, что ослаб хомутик, обжимающий резиновую трубку, так что большая часть воды утекла, а остатки ее закипели. Плоскогубцами я затянул хомутик, налил новой воды и поехал дальше. Неисправность оказалась пустяковой, хотя она и могла привести к гибели мотора.
Вероятно, иногда внутри нас возникают еще более незначительные неисправности, но мы погибаем от них, потому что нельзя было "открыть капот и подтянуть плоскогубцами" (В.Солоухин).
3. Определите тип сложносочиненного предложения. Какую роль играет этот тип предложения в реализации такой текстовой категории, как развернутость?
Потом пошли неприятности помельче. То нельзя было найти фасонного железа нужных размеров, то вместо пропитанных шпал предлагали непропитанные (И.Ильф и Е.Петров).
4. Проанализируйте сложноподчиненные предложения с придаточной изъяснительной: охарактеризуйте опорный компонент, средства связи придаточной части с главной. Какие способы передачи чужой речи использованы в тексте? В каком высказывании представлено мнение коллективного субъекта? С помощью каких языковых средств создается обобщенность высказывания? Каков "семантический радиус действия" сложноподчиненного предложения с придаточной изъяснительной в данном тексте? Очертите его текстовую зону.
Известно, что писатели разделяются на работающих ночью и на работающих с утра. Толстой говорил, что он, читая книгу, может точно определить, по утрам или ночам она писалась.
Так, по Толстому, Джек Лондон писал только ночью, а Диккенс только днем. Сам Толстой, как известно, работал в утренние часы (В.Солоухин).

Литература

1. Ипполитова Н.А. Текст в системе обучения русскому языку.- М., 1998.
2. Текстовые реализации и текстообразующие функции синтаксических единиц-Л., 1988.
3. Рабчинская И.А. Функциональные резервы простого предложения.-Мн., 1994.
4. Текстовый аспект в изучении синтаксических единиц.- Л., 1990.


Е.Е.Долбик (Минск)



По материалам http://www.filologdirect.narod.ru/ Все материалы защищены в строгом соответствии с законом. При перепечатке указание на первоисточник и автора обязательны. Господа, помните о сетевом этикете.
Hosted by uCoz