Филологический портал (языкознание) 2006





Язык как отражение национального менталитета

Summary. The problem of reflection of national mentality in the language is considered at the level of syntactical structures. The idea of background verbs-predicates is described.

Начало ХХI века характеризуется в лингвистике значительными переменами и новыми направлениями в изучении языка на самых различных уровнях. Переход от лингвистики описательной и классификационной к лингвистике антропологической стал возможен также благодаря теории генеративизма Н. Хомского, в котором выделим два существенных для нашего исследования постулата: язык необходимо рассматривать как феномен менталитета и человеческой психики; в центре наблюдения помещаются синтаксис и синтаксические отношения.
Культурный компонент значения - неотъемлемое свойство единиц любого национального языка на всех уровнях, в том числе и синтаксическом. Как показали исследования А. Вежбицкой, выбор формы выражения - это тоже отражение идиоэтнического мировосприятия. Задачей культурологического анализа синтаксиса является обнаружение за лингвистическим своеобразием языков экстралингвистических факторов, связанных с системой традиционно-народных пресуппозиций, менталитетов.
В каждом национальном языке опредмечено мировоззрение народа и его миропонимание, осознаваемое в контексте культурных традиций. В процессе дивергенции восточнославянских языков сформировалось свое национально-культурное пространство каждого из языков. Особая роль в трансляции культурно-национального самосознания народа, в стереотипизации его мировоззрения, в национально-культурном пространстве языка принадлежит синтаксическому аспекту.
Одним из важнейших типологических параметров контрастивно-культурологического анализа синтаксиса близкородственных языков может выступать характеристика глаголов-предикатов с национально-культурной семантикой, поскольку глагол способен репрезентировать значение всей ситуации. Метод валентного сопоставления выявляет этнокультурный компонент семантики некоторых типов глаголов-предикатов с отличным от других близкородственных языков управлением, отражающим специфику восприятия и организации картины мира в сознании носителей языка. При полном лексическом соответствии, денотативном и сигнификативном, синтагматическое своеобразие этих глаголов может быть интерпретировано с учетом этнокультурных факторов.
В группу фоновых глаголов-предикатов входят: 1) глаголы, субъектным актантом которых выступает слово человек, поскольку концепт человек является ключевым концептом культуры, а объектным актантом - также лицо, на которое направлено действие или отношение; 2) как сказано выше, это глаголы с различным управлением в сопоставляемых языках (в процессе исторического развития восточнославянских языков большое количество глаголов душевного движения изменили свое управление); 3) с точки зрения денотативного принципа, это прежде всего глаголы интеллектуальной и психической деятельности, глаголы свойства, отношения и состояния, которые, обозначая внутреннее эмоциональное и физическое состояние или внешнее социальное положение, имеют в зависимом компоненте название объектов этого морального воздействия или состояния; 4) обозначая важнейшие для человеческой личности действия и состояния, входят в первые тысячи наиболее частотных слов каждого языка.
Выявление национально-культурного компонента в семантике синтаксических единиц посредством исследования субъектно-объектных отношений в пропозиции, обусловленных семантикой глагола-предиката, связывается нами с субъективно-национальной интерпретацией этических норм. Проиллюстрируем сказанное на примере контрастивного анализа фрагмента синтаксических систем русского и белорусского языков.
Собственно объектное значение с оттенком насилия, надругательства, физического воздействия, которое в русском языае выражется формой над + тв. пад. при глаголах издеваться, насмехаться, смеяться и под., в белорусском языке соотносится с прагматически смягченными выражениями, реализующимися в форме с + род. пад: здзекавацца, кп_ць, смяяцца з каго. Оттенок выраженного превосходства над объектом-лицом не соответствует толерантному национальному мышлению белорусов, создает для них определенные трудности в выборе адекватной формы при обращении к русской речи и порождает устойчивую интерференцию, обусловленную не столько интра-, сколько эстралингвистическими факторами: Люди с нас начинают смеяться. Показательный пример: при глаголе сжалиться - зл_тавацца в белорусском языке сохраняется форма над к_м. Следовательно, положительное моральное и психологическое воздействие на объект в белорусском языке акцентируется, а отрицательное - смягчается.
Значение взаимности (социативное) реализуется при глаголе жан_цца з к_м в белорусском языке (а также украинском и других славянских языках), которое в русском коррелирует с формой на + пр. пад. при глаголе жениться с собственно объектным значением и ярко выраженным оттенком преобладания, подчеркивающим роль мужчины в обществе. В славянской аудитории, изучающей русский язык, эта форма жениться на ком вызывала резкую отрицательную коннотацию.
Отделительное (аблятивное) значение при глаголах избавиться, отречься, отказаться и под., которое в русском языке передается формой от+ род. пад., в белорусском выражается род. пад без предлога: пазбыцца, выракацца, зрачыся каго, т. е. аблятивное значение передается без акцентуации на объекте отторжения.
Собственно объектному значению с формой прямого объекта в русском языке при глаголах простить, благодарить, извинять и под. в белорусском языке соответствует адресатное объектное значение с формой дат. пад.: дараваць, дзякаваць, прабачыць каму. Если в русском языке внимание в таких конструкциях сосредоточивается на активном воздействии на кого-либо, то в белорусском - на адресате восприятия волеизъявления, в пользу или во вред которому совершается действие.
Таким образом, фиксация национально-культурного компонента значения в семантике синтаксических единиц в исследуемомом фрагменте языковой системы носит эксплицитный характер, воплощается в языковую традицию - сильное управление глагола-предиката. В специфике категоризации объекта в русском и белорусском языках отразились присущие данным этнокультурным общностям представления о мире, связанные с различными этическими нормами. Национальная категоризация объекта в белорусском языке обусловлена толерантным национальным мышлением, изначальным вниманием к лицу-объекту.
Следовательно, различия между фоновыми глаголами носят не только "поверхностный", синтагматический характер, но и отражают различия в объективных ментальных состояниях носителей языка. Тем самым типологическое исследование этих глаголов представляет не только собственно языковедческую, синтаксическую проблему, но и этнопсихологическую, определяет их роль в национальной "картине мира".


Л. Н. Чумак, Белорусский государственный университет, Беларусь



По материалам http://www.filologdirect.narod.ru/ Все материалы защищены в строгом соответствии с законом. При перепечатке указание на первоисточник и автора обязательны. Господа, помните о сетевом этикете.
Hosted by uCoz