Филологический портал (языкознание) 2006





Языковая картина мира личности как зеркало мотивов и потребностей

Summary. The results of the associative experiment are presented. It demonstrates the strong connection between the main motives and requirements of the person, personal sense of the image from one side and the contents and the structure of associative field from the other.

В последнее время можно отметить возросший интерес к когнитивному аспекту речевой деятельности, формированию образов сознания личности, к проблеме отражения в языке картины мира. Репрезентация мира в форме образа "оказывается... чрезвычайно зависимой от мотивационно-потребностной сферы и эмоционального состояния субъекта" [Петренко, 11]. Мысленный образ, являясь достоянием субъекта, "отражает своеобразие его жизненного опыта, интересов, установок, социальных и классовых позиций" [Спиркин, 45].
Образ может быть сформирован через различные модальности [Солсо, 277] в соответствии с пространственно-временными и причинно-следственными закономерностями.
Для исследования влияния мотивационно-потребностной сферы личности на формирование образов сознания был проведен цепочечный ассоциативный эксперимент. В качестве стимула было выбрано слово "младенец". Участниками эксперимента были лица женского пола разного возраста и социального статуса. Испытуемые составили три группы (Г1 - школьницы 15-16 лет; Г2 - студентки 19-20 лет; Г3 - студентки и работающие 22-27 лет, имеющие детей до года), "действительные жизненные отношения" которых определили различие личностного смысла [Леонтьев, 154] понятия "младенец".
Мысленный образ младенца является "объемным", он представляется испытуемому во всей своей полноте, основывается на ощущениях разных модальностей. Представлены зрительные впечатления (внешний вид ребенка, цвет, размер и т. п.). Передаются слуховые ощущения, вызываемые образом новорожденного, осязательные характеристики младенца. Полноту впечатления дополняет метафорическое употребление выражений, связанных с ощущениями других модальностей: вкуса и обоняния.
Образ младенца - живой, он представляется не только в совокупности своих статических, но и динамических характеристик. Это могут быть как физические действия и состояния, так и психические действия.
Образ ребенка "существует" во времени и пространстве, у него своя история и своя география. Он появляется на свет, проводит некоторое время в роддоме, затем перемещается домой. Каждый из этих важных моментов представляется в виде типичных ситуаций, их участников с заданными ролевыми отношениями, а также необходимых атрибутов.
Наряду с общими чертами в описании образа младенца отмечены и яркие различия образов сознания испытуемых трех групп. Прежде всего они определяются ролью, которую отводит себе субъект в жизни младенца.
Для представителей групп Г1 и Г2 характерен "взгляд со стороны", отделение собственного "я" от понятия "родители", в ассоциативном поле могут появиться мать и отец. Для Г3, наоборот, естественным является отождествление собственного "я" с понятием "родители", и тогда соответствующим образом определяются и другие участники событий: муж. Интересно, что у школьниц может наблюдаться и отождествление собственного "я" с понятием "младенец", "ребенок".
"Взгляд со стороны" (Г1, Г2) предполагает акцентирование внимания на атрибутах ситуации (бутылочка, соска), что больше напоминает игру, а не реальную ситуацию, и действия самого ребенка; действия родителей отражены слабее. У матерей же (Г3) главное внимание уделяется действиям родителей, направленным на создание комфортных условий для ребенка.
Матери чаще дают своим детям интеллектуальные характеристики (интересуется всем вокруг, требует), тогда как для нематерей более характерны сенсорные (орущий, ручками машет). Естественно, только у матерей можно встретить описание собственных ощущений (боль).
Но самое интересное то, что в ассоциативном поле у матерей исчезает семантическая зона "беспомощный", "беззащитный". Отождествление собственного "я" с понятием "родители", включенность субъекта в ситуацию имплицитно содержит понятие защищенности.
Действия ребенка у нематерей (Г1 и Г2) могут с одинаковой вероятностью получить и положительную, и отрицательную оценку, тогда как матери характеризуют их только положительно (ср. орет - плачет). Негативная коннотация наблюдается и в представлении ребенка как "неполноценного" человека, отклонение от стандарта, как существа, человеческие характеристики которого еще не развились в полной мере (слепой, без волос, непропорциональный). Представительницы Г1 и Г2 часто сравнивают младенца с игрушкой (плюшевый мишка, плохая кукла) или с детенышем животного (птенец, выпавший из гнезда; котенок).
Можно говорить об абстрактности понятия "младенец" для Г1 и Г2 и конкретности его для Г3. Часто он имеет имя и соотносится с конкретным человеком (похож на папу). Что касается абстрактности образа младенца, то она может привести к утрате им возраста: у школьниц, наряду с отождествлением себя с этим понятием, можно встретить указания на действия, которые характерны не для младенца, а для ребенка более старшего возраста.
Отмечены и другие различия в образах сознания представительниц трех групп, в частности различие семантических гештальтов ассоциативного поля [Караулов, 108], состава его семантических зон, а также лингвистических средств описания образа младенца.
В целом можно сказать, что различие мотивации и потребностей четко отражено в образах сознания индивида.

Литература

Караулов Ю. Н. Семантический гештальт ассоциативного поля и образы сознания // Языковое сознание. Содержание и функционирование: Тезисы XIII Международного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. М., 2000. С. 107-109.
Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
Петренко В. Ф. Основы психосемантики. Смоленск, 1997.
Солсо Р. Когнитивная психология. М., 1996.
Спиркин А. Сознание // Философская энциклопедия. М., 1970. Т. 5. С. 43-48.


Н. И. Миронова, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова



По материалам http://www.filologdirect.narod.ru/ Все материалы защищены в строгом соответствии с законом. При перепечатке указание на первоисточник и автора обязательны. Господа, помните о сетевом этикете.
Hosted by uCoz