Филологический портал (языкознание) 2006





ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ РАЗБОР В КОММУНИКАТИВНОМ КУРСЕ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

Обучение русскому языку в школе на коммуникативно-деятельностной основе привело к пересмотру содержания всего образовательного процесса. Это относится и к такому традиционному и главному разделу школьного курса, как орфография.
Если по старым учебным программам орфография изучалась с помощью готовых орфографических правил, которые в императивной форме предписывали ученикам писать определенным образом, то в новых школьных учебниках реализован принципиально иной подход к обучению русскому правописанию, основывающийся на обобщениях более высокого уровня, чем те, которые содержатся в конкретных орфографических правилах, подход, который опирается на высший уровень обобщения в орфографии - понятие о ведущем орфографическом принципе.
Непониманием основной закономерности письма, его главного принципа объясняют лингвисты тот факт, что школьников заставляли учить огромное количество орфографических правил, не давая им путеводной нити, с помощью которой они смогли бы ориентироваться в этом лабиринте правил. Такой путеводной нитью является знание основного принципа русской орфографии. Так объясняли неудовлетворительные результаты огромной работы учителей по орфографии представители Московской фонологической школы еще в 1966 году.[1,.53 ]
Принципиально иная методика обучения русскому правописанию в школах Республики Беларусь - с опорой на знания о ведущем, фонематическом, принципе орфографии - позволит успешно решать и общие задачи коммуникативного курса - задачи речевого общения. Как писал известный советский психолог и лингвист Н.И.Жинкин, корни речи уходят глубоко в почву потребности общения. Когда ученик воспроизводит формулировку орфографического правила, произносимые слова для него лишь то, за что ставят отметку. (Неудивительно поэтому, что знание орфографических правил по преимуществу было хорошим, а уровень грамотности письма оставлял желать лучшего). В этом случае он не решает задач речевого общения, а порой - и орфографических, так как слово уже написано.
Речевое общение возникает тогда, когда у одного собеседника есть потребность что-либо высказать, а у другого - узнать это. Чтобы такая ситуация возникла, надо поставить ученика в такие условия, в которых предложенный ему материал был бы переработан им настолько глубоко, что на ту же самую тему он смог бы говорить не чужими словами, а своими собственными. Для этого надо учащимся давать задачи, требующие посильной самостоятельности мышления [2: 6, 24].
Принимая во внимание это высказывание в качестве базового методического положения в обучении русскому языку вообще и орфографии в частности, мы считаем необходимым рассматривать основное упражнение по орфографии - орфографический разбор - как разновидность лингвистических задач, которые имеют определенную специфику и решение которых осуществляется по определенной схеме.
Учебная лингвистическая задача, как отмечает В.А.Сидоренков [3, 236], содержит проблемный вопрос и структурную схему операционного умения с необходимой для решения информацией в полном или неполном объеме. В зависимости от конкретных условий учитель определяет объем исходной для решения задачи информации и разрабатывает структурную схему операционного умения учащихся.
Как известно, целью орфографического разбора является нахождение и характеристика орфограмм, типология которых соответствует конкретным разделам орфографии. Поэтому орфограммой являются не только буквы, но и пробел, дефис, слитное написание, прописная буква, а также перенос.
Как же должен проходить процесс обучения решению орфографических задач? Вначале формулируется задача типа Найдите орфограммы гласных, Обозначьте орфограммы согласных, Выясните, есть ли в данном слове непроверяемые орфограммы. Далее осуществляются следующие этапы:
1) общая проблема-задача разбивается на ряд вопросов-заданий,
выполнение которых стимулирует операции, необходимые для решения;
2) оцениваются результаты этих операций, поощряются правильные решения;
3) анализируются ошибки.
В действующих школьных учебниках схемы орфографического разбора нет до сих пор. В пособии для учителя "Виды разбора на уроках русского языка"[4, 20] предложен лишь его общий порядок: 1) найти орфограмму или орфограммы в слове, 2) соотнести данную орфограмму с соответствующим правилом и дать определение этому орфографическому правилу, 3) графически обозначить орфограмму в слове.
Выбор конкретной орфограммы зависит от условий ее функционирования в соответствующем орфографическом разделе, для которого характерны определенные причины и, следовательно, принципы. Это нужно учитывать при орфографическом разборе.
В соответствии с изменившимся подходом к изучению русской орфографии в новых школьных учебниках, когда наконец наряду с орфографическими правилами начали изучать и причины появления орфограмм, считаем необходимым в ход орфографического анализа внести следующие изменения и дополнения.
В главном, звукобуквенном, разделе орфографии действует, по общему признанию специалистов, фонематический принцип. А это значит, что одной и той же буквой обозначается не конкретный, реально произносимый звук, как, например, в белорусском правописании при обозначении гласных (ср.: лес - лясы, дом - дамы), а ряд позиционно чередующихся звуков с сильным вариантом в пределах одной морфемы. Например: боль, болеть, заболеть; часто, частенько. Орфограммой, таким образом, является лишь та буква, которая обозначает фонему в слабой позиции в той морфеме в слове, где появляются безударные гласные или наблюдается позиционное чередование согласных. Безударные гласные и чередующиеся согласные (звонкие и глухие, твердые и мягкие) - это и есть те конкретные, реально произносимые звуки, которые представляют фонемы в слабой позиции.
Места слабой позиции фонем при письме называются "ошибкоопасными", так как именно в этих местах нарушаются однозначные отношения между звуком и буквой и появляется выбор букв, т.е. орфограмма. Выделим этапы орфографического разбора как особой лингвистической задачи и опишем их.
1. Орфографический разбор следует начинать с обнаружения и анализа фонологических условий появления буквенных орфограмм, а именно: с определения слабых позиций фонем, которые выявляются на фоне сильных: сильная позиция для гласных - под ударением - всегда обозначается апострофом ( ' ); слабые позиции для гласных (безударное положение) и парных согласных (по звонкости-глухости перед всеми согласными, кроме сонорных и <й>, <в>; <в'>; по мягкости-твердости перед мягкими согласными <д'>, <т'>, <ч'>, <ш'>) отмечаются знаком "минус" (- ) под буквами, которые обозначают фонемы в слабых позициях.
2. Подчеркнутые буквы, которые обозначают в слове фонемы в слабой позиции, являются орфограммами. Общепринято подчеркивание орфограмм одной черточкой, а опознавательных признаков орфограмм - двумя.
На разных этапах работы над орфограммами можно использовать и другие обозначения. Так, в начальных классах следует практиковать подчеркивание или обозначение орфограмм цветными карандашами (для каждой орфограммы отдельный цвет). Непосредственная проверка в классе выделенных разным цветом орфограмм, подсчет их количества, применение правил, исправление ошибок - все это повышает интерес к орфографической работе. Графическое выделение орфограмм, таким образом, - это не только обязательный этап орфографического анализа слова, но и конкретный прием в системе орфографической работы, с помощью которого можно успешно развивать орфографическую зоркость. См. об этом также [5; 6].
3. Выяснить, в какой части слова находится орфограмма, и графически обозначить эту морфему.
4. Подобрать другие однокоренные или одноструктурные слова, или слова с одинаковой грамматической формой, или грамматические формы анализируемого слова, имеющие в своем составе ту же морфему. Выделить среди них проверочное, в котором нужный звук находится в сильной позиции.
5. Дать название орфограммы, включая все ее признаки (условия появления, место в слове, возможность/невозможность проверки), и соотнести данную орфограмму с соответствующим орфографическим правилом, приведя его формулировку.
Рассмотрим пример полного орфографического разбора слова подвязка.
1. В слове подвязка ударение падает на второй слог, значит в слабой позиции находятся гласные фонемы <о> и <а>. На их месте произносятся короткий гласный звук [а], который обозначается "крышечкой"[ ], и короткий ы-образный звук [ъ]. Согласная фонема <з> перед глухой <к> тоже находится в слабой позиции. На ее месте появляется глухой согласный звук [с]. Отмечаем знаком " - " слабые позиции гласных и согласных фонем под буквами о, "зэ", а.
2. Буквы, обозначающие фонемы в слабых позициях, являются орфограммами. В этом слове три орфограммы: о, "зэ", а. Обозначение фонем в слабых позициях и местоположение орфограмм совпадает.
3. Орфограмма о находится в приставке под-, орфограмма "зэ" в корне -вяз- и орфограмма а - в окончании. Названные части слова обозначаем графически.
4. Подбираем слова с приставкой под-, среди которых находим проверочное с ударной гласной в приставке. Если таковое отсутствует, способом проверки будет грамматическая форма слова с омонимичным предлогом под, в котором гласный находится под ударением: подкормка, подрубка, но подпись, под гору, подпол.
Проверочными для этой орфограммы являются три последние слова, в которых сильный вариант фонемы <о> обозначается буквой о. Значит, и в слове подвязка безударный гласный звук [а], представляющий фонему <о> в слабой позиции, должен обозначаться буквой о.
К корню -вяз- подбираем такие однокоренные слова, в которых фонема <з> находилась бы в сильной позиции. Например, перед гласной: вязать. Значит, в слове подвязка корневую фонему <з> в слабой позиции нужно обозначить буквой "зэ", которой обозначается сильный вариант этой фонемы в однокоренном проверочном слове.
Третья орфограмма находится в окончании существительного: подвязк а. В качестве проверочного подбираем существительные женского рода с ударной гласной <а> в окончании: стена, волна, трава.
5. Все три орфограммы однотипные, фонемные, проверяемые сильной позицией: первая - буква о, обозначающая гласную фонему в слабой позиции в приставке; вторая - буква "зэ", обозначающая звонкую согласную фонему в слабой позиции в корне слова, и третья - буква а, обозначающая гласную фонему в слабой позиции в окончании.
К написанию всех трех орфограмм применяем одно универсальное правило: чтобы выбрать букву для обозначения фонемы в слабой позиции в определенной части слова, нужно эту фонему привести в сильную в пределах этой же морфемы. Буква, обозначающая фонему в сильной позиции, будет обозначать эту же фонему в слабой позиции.
Развернутый доказательный орфографический разбор обязателен на этапе системного изучения орфографии в 5 классе и в начальной школе. Лишь после усвоения этого варианта разбора можно использовать письменный вариант с обязательным нахождением слабых позиций фонем и графическим обозначением морфем, в которых находятся орфограммы. (О способах проверки и характеристике орфограмм учитель спрашивает по своему усмотрению). В классах с углубленным изучением русского языка, в среднеспециальных и высших педагогических учебных заведениях необходимо требовать от учащихся и студентов определения типа орфограммы. Например:

безграничный простор
12 3 4 5
1 и 3 орфограммы - фонемные, проверяемые: бездарь, без году;
грань
2 орфограмма - фонетическая: пишу, как слышу, ср. бесполезный
4 и 5 орфограммы - исторические, непроверяемые - запомнить!

На сегодняшний день в школах письменный орфографический разбор сводится только к подчеркиванию орфограмм и (не всегда!) опознавательных признаков. Этого, безусловно, недостаточно. Обязательным также является и обозначение морфемы, в которой находится орфограмма, ибо русская орфография - фонемно-морфемная. Неправильное нахождение морфемы с орфограммой приведет к неверному способу проверки.
Общепринятым знаком "-" (одной черточкой) нужно обозначать слабые позиции фонем как причину появления большинства орфограмм.Для некоторых непроверяемых, традиционно-исторических, написаний необходимо указывать опознавательные признаки, которые подчеркиваются двумя черточками. С учетом сказанного письменный орфографический разбор будет выполнен в полном объеме.

Например: вод(о)возчик. (Соединительные морфемы заключаем в круглые скобки, чтобы избежать многозначности знака "-", а знаком "+" в проверочных словах отмечаем буквы, которые обозначают фонемы в сильной позиции).
1, 2, 3 и 5 орфограммы - фонемные, проверяемые: воды, возит, извозчики, тон(о)метр;
4 орфограмма - традиционная, беспроверочные.
Итак, фонемный подход, который объясняет природу преобладающего большинства написаний (около 80 %), требует конкретного определения орфограммы в добавление к тому, которое было принято в школе в 1980 году: орфограмма - это выбор букв.
Что же такое орфограмма с позиции ведущего фонематического принципа современной русской орфографии? Орфограмма - это буква, которая обозначает фонему в слабой позиции по ее сильному варианту в пределах одной морфемы. Именно такое определение объясняет, почему фонемные написания проверяемые и каков способ их проверки.
Фонологический механизм порождения и функционирования фонемных написаний в разных частях слова позволяет изучать их блоками или микросистемами, в каждой из которых действует общая закономерность. Следовательно, все фонемные написания подчинены одному универсальному орфографическому правилу: для обозначения звука в слабой позиции в пределах одной морфемы пиши ту букву, которой обозначается звук в сильной позиции.
Кроме фонемных написаний, в звукобуквенном разделе орфографии существуют традиционные, или исторические (непроверяемые, по школьному определению), и фонетические написания. На их долю, по данным А.И. Моисеева, тоже приходится немалый процент - не менее 10 [7. С. 238]. Поэтому для организации более эффективной работы над этими группами орфограмм необходимо включать материал о причинах их появления.
Большинство традиционных написаний порождено фонологическими причинами. Но, в отличие от фонемных написаний, которыми обозначается ряд позиционно чередующихся звуков с сильным вариантом, традиционные обозначают неполный, или потенциальный, фонематический ряд, состоящий из позиционно чередующихся звуков без сильного варианта, т.е. гиперфонему. Поэтому обозначение такого неполного фонемного ряда осуществляется без проверки, по установившейся письменной традиции. Известные всем школьникам так называемые словарные слова имеют в своем составе беспроверочные традиционные написания, о которых ученики справляются в орфографических словарях. С точки зрения орфографической теории определение "словарное слово" является ошибочным, Научно грамотным можно признать только словарные написания, если под написанием понимать орфограмму.
Значит, орфографический разбор слов с традиционными орфограммами рассмотренного типа невозможен без использования фонологического понятия гиперфонема. По крайней мере, это обязательно для студентов и желательно для учащихся классов с углубленным изучением русского языка. В противном случае орфографическая работа над такими написаниями будет лишена сознательности, т.е. опоры на знания причин появления орфограмм. А для будущих учителей и студентов-филологов это недопустимо.
Приведем примеры орфографического разбора слов с традиционными орфограммами, обозначающими гиперфонему: в корнях слов здание, здесь начальная буква "зэ" пишется без проверки, в словарном порядке, так как обозначает ряд позиционно чередующихся звуков [з]//[с] и [з']//[с'] без сильного варианта, т.е. гиперфонемы: < > и < >. С точки зрения основного закона орфографии в слове гербарий буквы Е и и пишутся без проверки. Их написание устанавливается с помощью словаря и запоминается, так как эти буквы обозначают позиционно чередующиеся звуки [и]//[э] без сильного варианта, т.е. гиперфонемы: < > и < >.
Однако многие слова с традиционными орфограммами - заимствованные, и написание некоторых из них можно установить с помощью этимологического анализа, в ходе которого выясняется, из какого языка заимствовано слово и какой звукобуквенный состав оно имеет в языке-источнике. Так, первую орфограмму в слове гербарий можно проверить с помощью этимологического анализа, установив, что это слово заимствовано из латинского языка и связано по смыслу с однокоренным herba - трава. Это латинское слово с ударной гласной в корне и будет этимологическим способом проверки написания корневой буквы е. Подробно об этимологическом анализе как способе решения орфографических задач можно узнать, например, в книге С.И. Ольгович "Этимология и орфография" [8] или М.В. Прониной "Изучение трудных слов с применением этимологического анализа" [9].
Состав беспроверочных написаний неоднороден. Кроме орфограмм современного, фонологического, происхождения, изучается целая группа написаний под общим названием "Чередующиеся гласные в корне слов", причины появления которых имеют исторический характер и связаны с развитием языковой системы, в частности орфоэпии, морфологии и лексики русского языка. Эту группу беспроверочных написаний, если быть точным, следует называть историческими, имея в виду причины их появления. Рассмотрим эти причины, ибо их знание поможет усвоить исторические орфограммы содержательным, а не формальным способом. Но прежде напомним, что в названии орфограммы указано чередование букв о//а, и//е, а не звуков, которое обнаруживается в однокоренных словах, т.е. в одном корне, выступающем в орфографических вариантах. Например, корень -зор-//-зар- , -клон-//-клан, -бир-//-бер- и др.
Историки русского языка объясняют происхождение орфограммы "Чередующиеся гласные о//а в корне" таким образом: в прошлом чередование о//а было связано с количественным чередованием гласных фонем (<о> восходит к кратким <о> и <а>, <а> - к долгим <о> и <а>) и использовалось при образовании особых глагольных форм, которые впоследствии стали видовыми формами. Написание о находим в глаголах совершенного вида, а - в глаголах несовершенного вида. Такую же морфологическую функцию выполняло чередование и//е.
Чередование букв о//а в именных частях речи имеет другие причины: разрыв семантических связей с этимологически родственными словами и утрата проверочного слова (например: горение - горячий - горький; пловец - плавание); более древнее, окающее, произношение и более позднее, акающее, произношение, зафиксированные на письме (ср.: зоревой - заря).
Есть корни с буквенным чередованием о//а, которые имеют разное происхождение: корни рос-//-рост- и -ровн- с буквой о - исконно русские, а корни раст-//-ращ- и -равн- с буквой а заимствованы из старославянского языка. Именно разным происхождением объясняются различия в лексических значениях корней ровн- и равн- и в их написании, осуществляемом по основному, фонематическому, закону русского письма. Ср.: ровнять, выровнять, т.е. сделать ровным, гладким, а равняться, уравнять (в правах) - значит сделать равным, одинаковым.
Опознавательным признаком, который указывает на происхождение корня раст-//ращ- и подсказывает его написание, является буква щ в заимствованном корне ращ- (ср.: росла, но выращенный). Буквосочетание ст опознавательным признаком чередующихся гласных на самом деле не является, т.к. оно есть и в русском корне рост- (росток, Ростов, Ростислав; заметим, что имена собственные, составляющие исключение из школьного правила, являются исконно русскими), и в заимствованном из старославянского языка корне раст- (растение, прорастание). Буква а в корне раст- пишется в словарном порядке.
Рассмотрим некоторые орфографические задачи, которые можно решить с использованием слов с чередующимися гласными в корнях.
1. Есть ли орфограмма в корнях следующих слов? Какова их природа? Докажите?
В корне слова выращенный перед щ пишется буква а. Это орфограмма "Непроверяемая безударная гласная в корне раст-//ращ- ", которая обозначает гиперфонему. Корень заимствован из старославянского языка, на что указывает буква щ. Его вариант -раст- есть, например, в слове растение. Орфограмма непроверяемая, традиционно-историческая.
В корне слова поросли буква о является фонемной проверяемой орфограммой, т.к. обозначает фонему <о> в слабой позиции, которую можно провести в сильную позицию. Проверочным словом является нечленимое слово рос. Корень исконно русский, его вариант -рост- есть в словах росток, подросток. Орфограмма фонемная, проверяемая.
В корне слова прорастание есть орфограмма "Непроверяемая безударная гласная", которая обозначает гиперфонему, т.е. ряд позиционно чередующихся звуков, принадлежащих разным фонемам, без сильного варианта. Корень заимствован из старославянского языка, написание корневой буквы а осуществляется в словарном порядке. Буква а, следовательно, - непроверяемая, традиционно-историческая, орфограмма.
В ходе решения орфографических задач выяснилось, таким образом, что корни раст-//ращ- и рост-//рос- являются разными по происхождению и подчиняются разным орфографическим принципам: первый - традиционно-историческому, второй - фонемному. Поэтому усматривать в этих разных корнях орфограмму "Чередующиеся гласные" нет оснований.
Ее присутствие обнаруживается в корне -лож- слова изложение, который имеет орфографический вариант -лаг-. Поэтому орфограмма называется "Чередующиеся гласные буквы о//а в корне лож-//лаг-":: изложить - излагать. Буква о пишется перед буквой ж, а буква а - перед г. Следовательно, корневые буквы согласных являются опознавательным признаком непроверяемой, традиционно-исторической, орфограммы.
К этому можно добавить, что существительное изложение образовано от основы глагола изложить, который отвечает на вопрос что сделать? Глагол с корневым вариантом -лаг- отвечает на вопрос что делать? (излагать, полагать).
В корне слова склониться орфограммой является буква о, т.к. обозначает фонему <о> в слабой позиции, которую можно привести в сильную. Ср.: склониться - наклон. Значит, это проверяемая, фонемная, орфограмма в корне слова.
Выяснение причин появления орфограмм позволяет уточнить их природу и определить место в орфографической системе более точно.
Есть в русской орфографии немногочисленные написания, которые соответствуют произношению и поэтому никак не проверяются, ибо пишущий, ориентируясь на слух, обозначает соответствующей буквой конкретный, реально произносимый звук. Такие беспроверочные написания называются фонетическими. К ним относятся буквы о-а в приставках роз-//рос- и раз-//рас-, обозначающие соответственно ударный гласный звук [о] и безударный [а]: роспись, розвальни, но расписка, развалиться; буква о, обозначающая корневой ударный гласный звук [о] после букв непарных твердых шипящих в словах-исключениях типа шорох, шов:, буква о, обозначающая ударный гласный [о] после букв непарных твердых шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях: грошовый, свежо, танцор, карандашом, лицо; буква Ы, обозначающая гласный [ы] после буквы непарного твердого [ц] в корнях слов-исключений, в окончаниях и в суффиксе -ын: цыц, цыкать, цып, цыпленок, цыган; огурцы, курицын (хвост); правописание гласных в приставках ни- и не- в местоимениях и местоименных наречиях: никто - некто, нигде - негде.
В школе из состава фонетических написаний изучается одно: буква ы, обозначающая корневой гласный звук [ы] после русских приставок на согласный, кроме сверх- и меж-. Буквосочетания жи, хи пишутся по традиции. Например: предыстория, но сверхизобилие, межиздательский (отдел).
Буквы, обозначающие конечные согласные в приставках на з//с, пишутся по-разному: в одних случаях написание соответствует произношению на стыке приставки и корня, т.е. это фонетические написания, ср.: бездонная (бочка) и бесполезный(разговор); в других случаях такого соответствия нет: расшить, разжечь, расчистить ([ш], [ж], [ш']).
Однако орфографическое правило, как известно, предписывает пишущему поступать в обоих случаях одинаково: ориентироваться на качество последующего корневого согласного, обозначенного соответствующей буквой. Если приставка на з//с перед буквой, обозначающей глухой согласный - пиши с, если звонкий - пиши з. [9. С.154]. Поэтому в методических целях все случаи правописания конечных согласных в приставках на з//с изучаются среди фонетических написаний.
Итак, материал по орфографии в 5 классе представлен тремя группами: фонемные (проверяемые), традиционные и традиционно-исторические (непроверяемые) и фонетические написания. Дальнейшее изучение орфографии осуществляется в 6-7 классах в разделе "Грамматика" в составе соответствующих частей речи.
Существуют ли в орфографии другие принципы, о которых нужно знать, решая орфографические задачи в морфологии? Да, они есть, действуют, и знание о них обязательно для каждого, изучающего русский язык. В самом деле, что учитывает пишущий, выполняя задание о постановке мягкого знака после шипящих в именах существительных? Он, как известно, учитывает род. Если существительное женского рода - пишет мягкий знак, если мужского - пишет без мягкого знака. Так он еще поступает потому, что в русском языке есть существительные 3 склонения с мягкой основой и нулевым окончанием типа степь, и существительные 2 склонения с твердой и нулевой типа дом. Т.е. одни существительные с основой на шипящий и ч пишутся по аналогии с существительными 3 склонения женского рода, другие - по аналогии с существительными 2 склонения мужского рода с твердой основой. Значит, при написании с основой на шипящий и ч существительных принцип морфолого-графических аналогий, который предписывает писать слова типа мышь, дочь, как степь, а камыш, луч, как дом.
Мы считаем, что сейчас, когда для обозначения ведущего орфографического принципа используются другие, современные терминологические наименования - морфемный, морфемно-фонематический или фонематический, для обозначения написаний с опорой на знания морфологических категорий можно использовать термин морфологический, употребляя его в прямом значении. Это одна часть, что некоторые морфемы знаменательных частей речи пишутся, по нашему мнению, по морфологическому принципу. Заметим, что морфологический принцип русской орфографии в таком понимании выделял А.А.Реформатский в своём учебном пособии "Введение в языкознание" ещё в 1953 году.
Орфографические задачи, решаемые с опорой на морфологический принцип, весьма разнообразны. Это обусловлено омонимией морфем, грамматических форм внутри одной и разных частей речи и действием закона аналогии в формо- и словообразовании, закрепленном на письме.
Приведем некоторые примеры таких орфографических задач.
1. Какие окончания и почему имеют следующие существительные: зайчишк..., трусишк..., полюшк..., горюшк..., здоровьишк..., городишк... .
2. Чем отличаются такие производные существительные, которые имеют одинаково звучащие, но по-разному написанные окончания?
3. Почему существительные типа рожь, мышь, дочь пишутся с мягким знаком, а существительные типа сторож, камыш, смерч - без мягкого знака? (Потому что они различаются не только родовыми значениями и склонением, но и пишутся по аналогии с существительными типа степь и стол).
В звукобуквенном разделе орфографии есть и так называемые дифференцирующие написания. Это разные буквы или графические знаки (Ь, кавычки), с помощью которых разграничиваются на письме одинаково звучащие слова или грамматические формы разных частей речи. Например: гиена - геенна, тушь - туш, Ампер - ампер, ожог - ожег, плачь - плач, река Нева - журнал "Нева" и др.
В теории современной орфографии место дифференцирующего принципа и конкретный состав дифференцирующих орфограмм еще не установлены. Но то, что такие написания существуют и в школе их изучают, это очевидно. Поэтому и учителю, и учащимся необходимо знать смысл этого понятия и оперировать им в случае необходимости. Например: в упражнение 81 на стр. 45 учебника для 7 класса [11] дано такое задание: Объясните употребление и правописание слова компания? Почему не кампания? В какой речевой ситуации вы могли бы употребить слово кампания?
Чтобы грамотно выполнить это задание, учитель должен знать, что слова компания и кампания, разные по лексическому значению, совпадают в звучании, но отличаются в написании буквами О и А. Это лексические омофоны, т.е. слова одной части речи, заимствованные из французского языка, которые и в языке-источнике - разные слова и отличаются разными буквами о и а в начальном слоге. По законам фонетики русского языка в результате качественной редукции разные слова совпали в звуковом составе, но различие в написании сохранилось для того, чтобы лексические омофоны можно было различать в письменной речи.
Буквенные орфограммы дифференцирующего типа в незначительном количестве существуют в лексике и морфологии.
В орфографическом разделе "Прописная и строчная буква" дифференцирующий, или иначе "смыслоразличительный", принцип написания занимает главное место, т.к. образование имен собственных на базе омонимичных нарицательных и наоборот - продуктивный словообразовательный процесс.
Однако дифференцирующий принцип является ведущим среди слитно-раздельно-дефисных написаний. Слова разных частей речи, совпадающие в произношении, можно различать только на письме. Ср.: говорить впустую и войти в пустую комнату, зато (= но) он спокоен и за то суждение ему было неловко и т.п.
Таким образом, дифференцирующие написания преобладают в составе морфологических омофонов. В этом типе написаний проявляется действие объективного закона языка - отталкивание от омонимии.
Итак, знание закономерностей, существующих в орфографической системе современного русского языка, постижение орфографических законов и применение знаний этих законов в орфографическом разборе позволит сделать работу по усвоению орфографического материала и формированию навыков грамотного письма содержательной, доказательной и интересной.

Литература

1. Орфография и русский язык / Под ред. И.С.Ильинской. - М.: Наука, 1966.
2. Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи // В кн.: В защиту живого слова. - М.: Просвещение, 1966.
3. Сидоренков В.А. Углубленное изучение русского языка: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1996.
4. Виды разбора на уроках русского языка: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1985.
5. Баранов М.Т. Применение графической наглядности в процессе обучения орфографии // Русский язык в школе. - 1991. -- № 2.
6. Горская С.А. Ох уж эти безударные гласные // Русский язык и литература. - Минск. - 1996. - Вып. 2.
7. Моисеев А.И. Современный русский язык. Фонетика. Морфология. Орфография. - М.: Просвещение, 1980.
8. Ольгович С.И. Этимология и орфография. - Томск: Университетское, 1984.
9. Пронина М.В. Изучение трудных слов с применением этимологического анализа. - М.: Просвещение, 1984.
10. Русский язык. Культура устной и письменной речи / Под ред. П.П.Шубы: Учебник для 5 класса. - Минск: Народная асвета, 1995.
11. Русский язык. Культура устной и письменной речи / Под ред. П.П.Шубы: Учебник для 7 класса. - Минск: Оракул, 1997.

Боженко Л.Н.



По материалам http://www.filologdirect.narod.ru/ Все материалы защищены в строгом соответствии с законом. При перепечатке указание на первоисточник и автора обязательны. Господа, помните о сетевом этикете.
Hosted by uCoz