Филологический портал (языкознание) 2006





ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК РОДНОМУ ИЛИ БЛИЗКОРОДСТВЕННОМУ ЯЗЫКУ

Современный этап развития методики преподавания русского языка в школах Республики Беларусь, Российской Федерации, Украины, где русский язык изучается как родной или второй, близкородственный, характеризуется использованием коммуникативной методики с коммуникативным, или коммуникативно-деятельностным, методом. Это обусловлено ориентацией современной методики на практическое овладение русским языком, предусматривающее переход от сознательного усвоения учащимися единиц языка к употреблению их в речевых ситуациях, приближающихся к ситуациям естественного речевого общения дома, в школе, с одноклассниками и учителями, в магазине, в общественном транспорте, с незнакомыми взрослыми людьми и т.д.
Под практическим владением языком понимается владение учащимися всеми видами речевой деятельности: слушанием, говорением, чтением, письмом - в наиболее важных сферах общения. Другими словами, коммуникативная методика характеризуется тем, что на первый план в качестве важнейшей цели обучения выдвигается формирование умений и навыков речевого общения, или коммуникации, в различных речевых ситуациях.
Такое определение цели обучения подчеркивает, что учащиеся должны научиться не только грамотно, в соответствии с языковыми нормами, говорить, но и приобрести умения задавать вопросы собеседнику, выражать согласие или несогласие с услышанным, высказывать пожелание, просьбу, оценивать высказывание, поступок и т.д., т.е. овладеть умениями и навыками вступать в общение и вести его.
В школьной программе по русскому языку "Культура устной и письменной речи" наряду с учебно-языковыми умениями и навыками сформулированы и коммуникативные, которыми учащиеся должны овладеть при изучении конкретной темы. Например: в процессе изучения имени числительного учащиеся должны научиться использовать числительные как текстообразующее средство в деловом и научном стилях;
употреблять числительные для обозначения числа и количества предметов, порядка их при счете, дробного числа, нескольких предметов как единого целого, для обозначения приблизительного количества.
Цели обучения, его содержание, уровни знаний, умений и навыков определяются через разного рода компетенции. Под компетенцией понимается совокупность тех знаний и умений, которые формируются в процессе обучения русскому языку и способствуют овладению им.
Различают языковую, лингвистическую и коммуникативную компетенции. Языковая компетенция представляет собой практическое овладение материалом языковой системы в речевом коллективе с русским языком как неродным или совершенствование и развитие языковой компетенции в речевом коллективе с русским языком в качестве родного. Лингвистическая компетенция включает в себя знание основ науки о русском языке, усвоение понятийной базы учебного курса и формирование учебно-языковых умений работы с языковым материалом. Коммуникативная компетенция - это знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения, адекватных целям, сферам, ситуациям общения. Она включает в себя знание основных понятий лингвистики речи, умения и навыки анализа текста и собственно коммуникативные умения и навыки речевого общения применительно к различным сферам и ситуациям общения с учетом адресата и стиля речи. Другими словами, коммуникативная компетенция - это умение правильно, точно, логично, уместно и выразительно передать свои мысли средствами языка с учетом речевой ситуации.
Составляющими коммуникативной компетенции, по мнению Л.А. Муриной, являются функциональный аспект языковой системы, качества культуры речи, виды речевой деятельности. Они должны быть, как считает ученый, основным содержанием обучения языку в школе [1, 11-12].
Актуальной для изучения русского языка в Республике Беларусь в наши дни становится и культуроведческая компетенция, под которой понимают постижение русского языка как материальной и духовной ценности русского народа, как составной части его национальной культуры [2, 66].
Для формирования коммуникативных навыков необходимо в процессе обучения создавать условия речевого общения. Система работы должна вызывать необходимость общения и потребность в общении. Учиться общению, общаясь, - вот основная характеристика коммуникативности.
Её формированию способствуют такие специальные разделы действующей учебной программы и современных школьных учебников, как "Язык и речь", "Культура устной и письменной речи" (включающие нормы литературного языка и качества речи), "Стили речи", "Текст", Жанры речи". Кроме этого, при изучении любой языковой единицы необходимо усваивать ее функциональные особенности. См., например, об этом [3].
Обязательным компонентом принципиально иного характера деятельности учителя и учащихся на уроке деятельностной направленности является специальная система ситуативных, или коммуникативных, упражнений. Рассмотрим их основные характеристики.
1. Это коммуникативные целевые установки, т.е. те словесные действия учителя, которые организуют общение учащихся и вовлекают их в процесс общения. Например: установки, требующие от учащихся умения выразить согласие, подтвердить сказанное, дополнить собеседника и т.п. и выраженные словами "согласитесь, подтвердите, продолжите, сказанное" и т.п.
Характеристика ситуативных упражнений дана в статье Л.М. Зельмановой [4].
2. В коммуникативных упражнениях моделируются речевые ситуации, т.е. совокупность тех условий, которые вовлекают школьника в процесс общения. Речевые ситуации, в которых оказываются школьники, побуждают их к высказыванию, вызывают потребность в общении.
Использование учебных ситуаций общения не только повышает эффективность обучения речи, но и способствует формированию и развитию интереса учащихся к русскому языку.
Важнейшим компонентом коммуникативно-ориентированного обучения русскому языку является текст в качестве основной единицы учебного материала. На текстовом материале учащиеся наблюдают языковые факты, усваивают речеведческие понятия. На основе текста формируются навыки его интерпретации и порождения. Опора на текст позволяет объединить процессы формирования языковой, лингвистической и коммуникативной компетенции, обеспечивает органическое единство познания системы, структуры языка и развития речи.
В Республике Беларусь в качестве сквозного направления школьного курса русского языка "Культура устной и письменной речи" определено изучение жанров речи. Это позволило Г.И. Николаенко, разработчику этого направления, в целом определить подход к развитию связной речи учащихся как жанрово-коммуникативный [5]. По словам ученого, значимость подобного подхода для речевого развития школьников трудно переоценить, т.к. вне жанра речи не существует. Поэтому изучение речевых жанров, целенаправленное и систематическое, начиная с 4 класса, является новым продуктивным самостоятельным направлением в коммуникативной методике русского языка как родного и второго, близкородственного, языка.
Коммуникативный подход к обучению русскому языку требует иного характера деятельности и учителя, и ученика. Его можно определить как личностно-деятельностный подход. Он означает, что в центре обучения находится ученик, его личность и его активная и сознательная деятельность. Акцент, как отмечают методисты, смещается с активной деятельности учителя на уроке, как это часто бывает в школе и в наши дни, на активную деятельность учащихся. Следовательно, цель урока должна также определяться с позиции активной деятельности учащихся.
Однако практика показывает, что в формулировках цели по-прежнему отражается активная деятельность учителя. Ср.: Познакомить учащихся с образованием сложных прилагательных или научить употреблять частицу ни в речи и т.п.
Учебная цель, реализуемая на уроках в единстве трех компонентов (образовательного, или познавательного, развивающего и практического), должна быть сформулирована таким образом, чтобы обеспечить достижение конечных результатов. Этого можно достичь только во взаимосвязи всех трех компонентов и на основе практической, т.е. коммуникативной, составляющей, которая является ведущей.
Цель каждого урока должна быть сформулирована конкретно, с указанием того языкового материала, который будет изучаться на данном уроке, и тех речевых умений и навыков, которые будут формироваться на его основе. Например: тема урока в 4 классе "Устаревшие слова". Какую цель должен определить учитель, готовясь и проводя урок по этой теме?
1. Познавательная цель: углубить представление учащихся об устаревших словах; познакомиться с особенностями употребления устаревших слов в текстах разных стилей речи.
2. Развивающая: выявить различия между архаизмами и историзмами и усвоить их.
3. Практическая: научиться употреблять устаревшие слова в устной и письменной речи.
4. Воспитательная цель: развивать интерес учащихся к истории русского языка и русского народа.
В данных формулировках нашли отражение и деятельность учителя (ср.: познавательная цель: углубить представление учащихся об устаревших словах), и активная позиция учащихся, которая выражена соответствующими словами и грамматическими формами: различия усвоить, с особенностями познакомиться, научиться употреблять.
Итак, решение коммуникативных задач как приоритетных в процессе обучения русскому языку как родному или второму, близкородственному, возможно с помощью коммуникативной методики, которая активизирует учебную деятельность учащихся, определяет в качестве главной дидактической единицы текст, организует обязательную систематическую работу над жанрами речи.

Литература

1. Мурина Л.А. Проблема формирования коммуникативной компетенции школьников // Рус. язык и литература. - 2001. - № 1. - С. 10-14.
2. Быстрова Е.А. Культуроведческий аспект преподавания русского языка в национальной школе // Рус. словесность. - 2001. - № 8.
3. Печенёва Т.А. Методы и приёмы актуализации знаний и умений по морфологии в контексте речевого развития старшеклассников (на материале именных частей речи) // Рус. язык и литература. - 2002. - № 2. - С. 17-27.
4. Зельманова Л.М. Работа по развитию связной речи на основе стабильных учебников // Рус. язык в школе. - 1994. - № 2.
5. Николаенко Г.И. Теоретико-методические основы обучения жанрам речи на уроках русского языка в средней школе. - .Мн.: НИО, 2001. - 271 с.

Боженко Л.Н.



По материалам http://www.filologdirect.narod.ru/ Все материалы защищены в строгом соответствии с законом. При перепечатке указание на первоисточник и автора обязательны. Господа, помните о сетевом этикете.
Hosted by uCoz