Филологический портал (языкознание) 2006





РОЛЬ СЕГМЕНТАЦИИ В СОЗДАНИИ КОММУНИКАТИВНЫХ СТРУКТУР ВЫСКАЗЫВАНИЙ

В изучении сегментации предложения актуальным сегодня является коммуникативный подход, который связан с постижением механизма порождения и интерпретации текстов разных стилей и жанров, ибо языковые способы сегментирования описаны достаточно полно. Мы считаем, что сегментирование - это "операция" над смыслами, основным из которых является рема как компонент коммуникативной структуры, конституирующий речевой акт сообщени [4, с.30]. Сегментирование позволяет автору весьма отчетливо выразить свою позицию, "конечную идею-цель", представляющую собой первый, главный, план текста как процесса [3]. Например::Откачку последних средств на поддержание угасающего "Мира" :можно считать ущербом: для национальных программ, формирующих не эффектную, а эффективную космонавтику будущего. Так что у нас есть возможность наконец вместе с международным переключиться и на отечественный проект, несущий стране и престиж, и реальную отдачу:
Вот какие чувства у нас к "Миру" перед его последним парадом. Хорошие и: сложные. Так заканчивается статья А.Тарасова "Последний парад наступает" (ЛГ, 7-13.03.2000.), в которой при помощи разнообразных языковых средств структурируется определенный когнитивно-эмоциональный концепт, отражающий позицию автора и его коммуникативную стратегию. Анализ эмоционального, в частности, концепта облегчается тем, что в конце текста автор использует сегментированную конструкцию оценочного характера. Вынесенные в сегмент определения играют роль итоговой оценки, неоднозначность которой является самодостаточной ремой текста, уравновешивающей некоторую эмоциональную одноплановость "прецедентного" названия статьи (реминисценция "Последний парад наступает"), выводящего информацию за пределы ее вербально выраженной части - в многослойный дискурс. Именно парцелляция как разновидность сегментации позволяет акцентуировать определенную рему текста, тем более что по крайней мере один из компонентов парцеллированной структуры относится к семантическим примитивам (хорошие), которые, по А.Вежбицкой, входят в "алфавит человеческих мыслей, простейших понятий" [1, с. 330]. Ср.: в соответствующем языковом корреляте (без сегментации) Вот какие хорошие и: сложные чувства у нас к "Миру перед его последним парадом оценочная семантика концепта текста, т.е. точка зрения автора, выражена гораздо слабее.
Важно также, что рассматриваемые в аспекте актуального членения сегментированные построения выступают, на наш взгляд, веским аргументом в пользу утверждения о ступенчатом, иерархическом характере актуального членения [2, с.341]. Так, изучение сегментированных структур разных типов показало, что расчлененные конструкции могут иметь несколько тем и рем, образующих своеобразные экспрессивные коммуникативные структуры. Например: Недавно в Малом зале ЦДЛ проходил вечер трех студентов Литинститута: Поэт читал стихи. Хорошие, ясные, ироничные, с собственной интонацией: Затем настала очередь прозаика. Коротенькие рассказы. Жанр жутко непопулярный. К тому же о детях, но адресовано взрослым. По себе знаю, с подобными опусами набегаешься по редакциям. А парень читал себе, да славно так. Например, о первых эротических детских опытах. Через которые все проходили. При этом рассказ оставался удивительно целомудренным. Каковым и должен быть при описании нежного возраста. Хотя студенту уже хорошо за тридцать. (А.Яковлев. Мы, многоклеточные: - ЛГ.- 21-27.02. 2001.) Текстоцентрический анализ фрагмента позволяет утверждать, что поэт читал стихи - это тема (Т), тогда рема (Р) (и одна из главных идей текста в целом) оказывается полностью перемещенной в парцеллированную часть, в которой она имеет самостоятельный коммуникативный статус ("конституирует сообщение" - см. [4]). Движение актуализирующегося смысла выглядит так: {Т}.а {Р}. В этом же тексте дистантно расположенное к базовой структуре (которая является одной из рем) сегментированное присоединение К тому же о детях, но адресовано взрослым содержит дополнительную рему (Р1). Актуальное членение в сегментированной конструкции соответствует схеме: {Р}. + {Р1}. В следующей части отрывка интонационно и лексически акцентировано слово-рема славно: А парень читал себе, да славно так. Отчлененная от данной базовой структуры первая собственно сегментированная конструкция включает дополнительное новое. А во второй сегментированной структуре содержится, скорее всего, так называемая атоническая тема (Тат.) [4, с 42] - высказывание, которое произносится более низким тоном и в более быстром темпе, чем предыдущее, и в котором дается информация, по мнению автора всем известная. То есть рассматриваемое высказывание "отвечает" за связь данного фрагмента с дискурсом, а это присуще именно теме. Коммуникативная сторона этой части фрагмента структурируется следующим образом: {Т а Р}.+ {Р1}.+ {Тат.}. Последнее выделенное употребление содержит базовую структуру, в которой четко выделяются тема и рема: При этом рассказ оставался ж удивительно целомудренным. Далее следует атоническая тема, а последнее высказывание - это сегментированная придаточная часть, в которой есть известное из текста (т.е. Т) и рема (Р1), являющаяся дополнительной по отношению к реме базовой структуры. Таким образом, коммуникативная структура трех высказываний, в грамматическом отношении представляющих одно, хотя и расчлененное, предложение, представлена компонентами: {Т а Р}.+{Тат.}.+{Р1}.
Исследования выявляют и другие комбинации тем и рем в расчлененных конструкциях. На очереди создание типологии коммуникативных структур сегментированных построений, которые за последние полвека получили, по мнению многих исследователей, широкое развитие и все чаще наблюдаются в текстах периодики и художественной литературы.

Список литературы

1. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. - М.,1996.
2. Золотова Г.А. Очерк функционального синтаксиса русского языка. - М., 1973.
3. Селезнев А.В., Шаклеин В.М. О структурно-смысловой модели текстопорождения // Русский язык и культура (изучение и преподавание): Сб. - М., 2000.
4. Янко Т.Е. О понятиях коммуникативной структуры и коммуникативной стратегии (на материале русского языка). - Вопросы языкознания, 1999, № 4.


Л.Н.Боженко, О.В. Липская (Мозырь)


По материалам http://www.filologdirect.narod.ru/ Все материалы защищены в строгом соответствии с законом. При перепечатке указание на первоисточник и автора обязательны. Господа, помните о сетевом этикете.
Hosted by uCoz