Филологический портал (языкознание) 2006



РАЗЛИЧНЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
(продолжение)

План

1. Структурный аспект: предикативная основа предложения, понятие о структурной схеме и парадигме предложения.
2. Семантический аспект: семантическая структура предложения (пропозиция, модус и диктум).
3. Функциональный аспект: классификация предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные).
4. Коммуникативный аспект: актуальное членение предложения (тема и рема) и способы актуализации коммуникативного центра высказывания.
5. Структурно-семантические типы предложений: простое, осложненное, сложное.


1. Структурный аспект: предикативная основа предложения, понятие о структурной схеме и парадигме предложения.

Предложение - многоаспектная синтаксическая коммуникативная единица. Это значит, что оно обладает: 1) синтаксической структурой; 2) определенной семантикой; 3) функциональными различиями; 4) коммуникативным значением, которое выявляется в ходе его актуального членения.
Обратимся к структурному аспекту предложения. Начнем с того, что структура предложения состоит из членов предложения. А член предложения - это компонент синтаксической структуры предложения, имеющий различные способы выражения и находящийся с другим членом предложения в отношении определяемое - определяющее.
Различают главные и второстепенные члены предложения. Главные члены предложения непосредственно участвуют в выражении предикативности, являются его предикативной, или, по школьной терминологии, грамматической, основой и имеют независимое положение по отношению к поясняющим их словам. Предикативная основа предложения может состоять из обоих главных членов или только из одного. В соответствии с этим различают двусоставные предложения и односоставные.
Поясняющие члены предложения, подчиненные главным, называются второстепенными, т.к. они семантически и грамматически зависимы от главных членов, образуя состав подлежащего и состав сказуемого. Те второстепенные члены предложения, которые относятся ко всему предложению и соединяются детерминантной связью, называются детерминантами. Например: Осенняя пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса! Люблю я пышное природы увяданье, в багрец и золото одетые леса: (П.)
В зависимости от способов выражения различают морфологизованные члены предложения и неморфологизованные. Члены предложения, выраженные теми частями речи, для которых данная синтаксическая функция является основной, первичной, называются морфологизованными. Неморфологизованными являются такие члены предложения, которые выражены теми частями речи, для которых данная синтаксическая функция является вторичной. Например: яблочный пирог и пирог из яблок.
В основе структурных схем лежат главные члены предложения, которые могут быть выражены определенным набором словоформ. Если в структурную схему входит один компонент - это однокомпонентная схема, если два, - двухкомпонентная.
Компоненты схемы обозначаются буквенными символами, которые соответствуют латинским названиям соответствующих частей речи или морфологических форм:

Vf - спрягаемая форма глагола (verbum finitum);
Vf 3s - спрягаемый глагол в форме 3 лица единственного числа (singularis);
Vf pl - спрягаемый глагол в форме 3 лица множественного числа;
Inf - инфинитив;
N - существительное;
Adj - прилагательное;
Pron - местоимение;
Adv - наречие;
Praed - предикатив;
Part - причастие;
Neg - отрицание;
Cop - связка.
При символе N цифры от 1 до 6 обозначают соответственно падежи:
1 - им. п.; 2 - род. п.; 3 - дат. п.; 4 - вин. п.; 5 - тв. п.; 6 - предл. п.
Например: Лес шумит. Структурная схема этого предложения: N1 Vf .
Все структурные схемы составляют закрытый список. Так, например, В.А. Белошапкова выделила 16 структурных схем простого предложения.
Выявить структурную схему предложения несложно, например: На радостную улыбку похожи скромные цветы ромашки с белыми и чистыми лепестками (С.-М.). Это двусоставное предложение: подлежащее выражено именем существительным в именительном падеже; сказуемое составное именное с нулевой связкой и именной частью, выраженной краткой формой имени прилагательного. Ищем соответствующие обозначения, находим схему в таблице: N cop Adjkp.
Данная схема относится к блоку двухкомпонентных схем без спрягаемой глагольной формы.
Новые структурные схемы не создаются, а лишь возможно видоизменение одной и той же схемы и появление таких ее вариантов, которые возникают вследствие следующих причин:
   а) пропуска одного из компонентов, н-р: Вижу. (Полная схема: Я вижу.);
   б) введение связочного элемента: Труд - это и есть счастье. (Схема: Труд - счастье);
   в) введение фазисного или модального глагола: Художник пишет картину - Художник начал писать картину);
   г) замены одного компонента предикативной единицей или фразеологическим сочетанием: Картина из окна - глаз оторвать невозможно.
Итак, такие видоизменения структурной схемы, которые не создают новой схемы, называются регулярными реализациями структурной схемы.
Синтаксическая парадигма - это совокупность форм предложения. Формы простого предложения - это его грамматические изменения (модификации), осуществляемые такими грамматическими средствами, которые предназначены для выражения объективно модальных значений и значений синтаксического времени. Самой полной является восьмичленная парадигма, куда входят следующие формы предложения: три формы синтаксического времени: 1) синтаксическое настоящее; 2) синтаксическое прошедшее; 3) синтаксическое будущее и пять форм синтаксических ирреальных наклонений: 1) сослагательное; 2) условное; 3) желательное; 4) долженствовательное; 5) побудительное.
Синтаксический индикатив: Учитель объясняет решение задачи. Учитель объяснял решение задачи. Учитель будет объяснять решение задачи.
   1. Значение предложения в форме синтаксического сослагательного наклонения - это передача предикативного признака как возможного в неопределенном временном плане: Хотелось бы узнать. Сын учился бы. Хлопот бы прибавлялось.
   2. Значение предложения в условном наклонении - это передача такого предикативного признака, который выступает как условие осуществление другого действия или события, поэтому предикативные единицы в форме условного наклонения выступают в составе СП как его придаточные части: Я посоветовал бы тебе, игемон, оставить на время дворец и погулять пешком где-нибудь в окрестностях, ну хотя бы в садах на Елеонской горе. Прогулка принесла бы тебе большую пользу, а я с удовольствием сопровождал бы тебя (Б.).
   3. Предложения в желательном наклонении выражают желание говорящего, чтобы события имели место: Вот бы чаю! Скорей бы звонок! Была бы работа полегче.
   4. Значение формы долженствования ирреального наклонения - вынужденность, обязательность осуществления какого-либо действия: Вы натворили дел, а мы разбирайся!
   5. Значение побудительного наклонения - волеизъявление, обращенное к собеседнику или третьему лицу, направленное на то, чтобы они осуществили какое-либо действие или приобрели какой-либо признак: Пусть мастер работает! Пусть будет в твоей жизни много радостей! (пожелание).

2. Семантический аспект: семантическая структура предложения (пропозиция, модус и диктум).

Содержание конкретных предложений может быть обобщено и представлено в виде семантической структуры, которая отражает объективную структуру ситуации, т.е. события. Модель ситуации, отражаемая в предложении, называется пропозицией. Пропозиция, или диктум, - это объективно сообщаемое. Модус - это та часть значения предложения, которая выражает отношение говорящего к сообщаемому, т.е. к пропозиции. Например: Я хочу, чтобы лето не кончалось; Я полагаю, собираюсь, намереваюсь и т.п. Другими словами, модус - это субъективное начало в значении предложения, идущее от "я" говорящего.

3. Функциональный аспект: классификация предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные).

Повествовательные предложения выражают какое-л. сообщение: Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса. Нет, весь я не умру. Душа в заветной лире мой прах переживет и тленья избежит.
Побудительные предложения выражают просьбу или приказ говорящего с целью побудить собеседника к какому-л. действию: Принесите мне воды, пожалуйста; Отвечайте немедленно; Пусть он отвечает за свои поступки сам и т.п.
Вопросительные предложения заключают вопрос, адресованный собеседнику с целью получения на него ответа: Кто последний? Который час? Во сколько подъем? И т.п. В образовании вопросительного предложения принимают участие лексические, синтаксические и интонационные средства. К лексическим относятся вопросительные местоимения или наречия. (См. примеры). К синтаксическим средствам относят вопросительные частицы типа разве, неужели, ли и порядок слов, который определяют как "зеркальный" по отношению к порядку слов в повествовательном предложении. Ср.: Этим летом мы отдыхали на море // Где отдыхали мы этим летом?
Особенностью интонации вопросительного предложения является повышение основного тона на вопросительном слове или на реме, если вопросительные слова отсутствуют: Который час? Вы любите театр, как люблю его я?
При характеристике предложений по цели высказывания необходимо обратить особое внимание на синкретичные функциональные разновидности предложений. Более всего это касается вопросительных конструкций.
Известно, что цель обще-вопросительных предложений - получение информации о ситуации в целом: Что случилось?
Частно-вопросительные предложения содержат вопрос об одной стороне какой-либо ситуации: Это вы сделали?
Вторичная же функция вопросительных предложений - это передача позитивной информации, всегда экспрессивно окрашенной. Вопрос в этом случае заключает уверенное утверждение или уверенное отрицание. Предложения такого рода получили название риторических вопросов.
Например:

   Разве это не красота? - выражается категоричность утверждения. (Ср.: Да, это красота.)
   Кто в силах удержать любовь? (П.) - выражается категоричность отрицания. (Ср.: Никто не в силах удержать любовь.)
   При анализе такого предложения мы определяем его как риторический вопрос и указываем, что он выражает. Например:
   - Глядите, - закричал кто-то на крыше соседнего дома, - вылезают обратно! Раздумали лететь.
   - Конечно, раздумали, - отвечали с другой крыши. - Разве можно полететь на таком шаре? (Н.Н.)

Последнее предложение текста представляет собой риторический вопрос, т.е. предложение по форме вопросительное (произносится с вопросительной интонацией, содержит вопросительное слово разве), а по содержанию - повествовательное, так как заключает в себе сообщение. В предложении содержится ответ, логически вытекающий из вопроса при соотнесении его с контекстом. В данном случае это эмоционально-отрицательная информация: Нельзя полететь на таком шаре!
Важно также отметить, какой знак стоит в конце риторического вопроса. Это может быть вопросительный и восклицательный знаки, их сочетание, точка, иногда многоточие.
Существует ряд вопросительных предложений, которые также не направлены на поиск информации, но не являются риторическими вопросами. Кроме вопросительного значения, в них актуализирована и другая семантика:
Да идете вы в конце концов!? - Побуждение. (Ср.: Да идите вы наконец!)
Как вам не стыдно?! - Эмоциональная реакция.
И что вы думаете? Он оказался прав. - Стремление активизировать внимание.
Такие предложения, на наш взгляд, остаются вопросительными и по форме, и частично по семантике.

4. Коммуникативный аспект: актуальное членение предложения (тема и рема) и способы актуализации коммуникативного центра высказывания.

Анализ предложений с точки зрения их коммуникативной устроенности предполагает выявление их актуального членения, т.е. выделение двух компонентов в соответствии с коммуникативным заданием говорящего: темы (т.е. исходного пункта высказывания, обозначающего то, из чего говорящий исходит, строя свое сообщение) и ремы (т.е. сообщения по поводу темы. Тема-ремное (иначе - актуальное, динамическое) членение предложения отражает коммуникативную установку говорящего, коммуникативное назначение этого предложения в речи, поэтому оно тесно связано с контекстом, ситуацией, лексическим составом предложения. Предложение в этом аспекте может быть названо высказыванием.
Термин "актуальное" подчеркивает, что членение существенно в данном контексте или в данной ситуации. Например, в предложении Лещинский сразу узнал Корчагина (Н. Остр.) с точки зрения ситуации могут быть актуальными разные члены предложения. Главную коммуникативную цель может выражать словоформа Корчагина, она логически выделяется при такой ситуации, когда предложение как бы отвечает на вопрос: Кого узнал Лещинский?
Однако в другой ситуации цель сообщения может быть иной, например, говорящего интересует вопрос о том, как скоро Лещинский узнал Корчагина; тогда, приспосабливаясь к данной ситуации, предложение будет построено так: Лещинский узнал Корчагина сразу (ср. вопрос: Как скоро Лещинский узнал Корчагина?). Возможна и еще одна ситуация (вопрос: Кто узнал Корчагина?), когда интерес представляет лицо, опознавшее Корчагина; тогда логический акцент в предложении опять-таки сместится: Корчагина сразу узнал Лещинский.
Итак, в каждом из вариантов предложений (с разными фразовыми ударениями и разным порядком слов) отчетливо выделяются две части: исходный пункт высказывания, который часто бывает известен или может угадываться по ситуации, и вторая часть, которая содержит именно то, что представляет собой главную коммуникативную цель высказывания; последняя чаще всего содержит нечто новое, неизвестное слушателю (в последнем варианте нашего примера исходным пунктом будет компонент Корчагина сразу узнал, а цель сообщения заключается в компоненте Лещинский).
Исходный пункт высказывания называется темой, а компонент, передающий цель сообщения, ремой. Членение предложения-высказывания на тему и рему и есть актуальное членение. Как видим, одна и та же грамматическая структура предложения может давать несколько вариантов коммуникативной структуры с помощью актуального членения.

Главным средством передачи разного актуального содержания является порядок слов. Последовательность "тема - рема" с точки зрения коммуникативной структуры предложения есть прямой (или объективный) порядок слов. Если рема помещается перед темой, имеем обратный (или субъективный) порядок слов.
Вторым средством выражения актуального членения, как показали примеры с разным фразовым ударением, является интонация.
Наряду с этими выразителями актуального членения используются и дополнительные средства, в частности некоторые разряды частиц: частица не, например, всегда сопутствует реме (ср.: Отец не приедет завтра; Отец приедет не завтра; Не отец приедет завтра); частицы а, же обычно выделяют тему: Все отправились на рыбалку. Петя же остался дома; частицы лишь, только сопровождают рему: Второй улицы вбок от перекрестка он видеть не мог. Лишь вдалеке по дороге на станцию виднелись человеческие фигуры (Н. Остр.).
Итак, приведенные примеры показывают, что синтаксическое членение предложения фиксирует его формально-грамматическую структуру (главные члены и их распространители), а актуальное членение - структуру коммуникативную (компоненты тема и рема). Обе эти структуры могут накладываться друг на друга, при совпадении темы с группой подлежащего и ремы с группой сказуемого, и расходиться, если, например, подлежащее или какой-либо второстепенный член предложения окажется в позиции ремы.

Боженко Л.Н.



По материалам http://www.filologdirect.narod.ru/ Все материалы защищены в строгом соответствии с законом. При перепечатке указание на первоисточник и автора обязательны. Господа, помните о сетевом этикете.
Hosted by uCoz