Филологический портал (языкознание) 2006



ПРЕДЛОЖЕНИЕ КАК ЕДИНИЦА КОММУНИКАТИВНОГО СИНТАКСИСА

План

1. Понятие о предложении.
2. Предикативность как грамматическое значение предложения. Категории, оформляющие предикативность.
3. Аспекты анализа предложения.


1. Понятие о предложении.

Вопрос о природе предложения - один из самых трудных вопросов синтаксиса. Недаром предложение, занимая центральное место в синтаксисе, не имеет общепринятого определения, так как трудно включить в определение весь набор предложения, хотя это в принципе возможно.
В отличие от слова, предложение выполняет не номинативную, а коммуникативную функцию, т.е. служит не для называния, а для сообщения. Например:
1. Я памятник себе воздвиг нерукотворный. (П.)
2. Вот парадный подъезд. (Некрасов)
3. Мороз и солнце! (П.)
И даже в тех случаях, когда предложение по объему совпадает со словом (равно одному слову), оно отличается от слова своим грамматическим значением и функцией в речи. Это различие можно обнаружить, например, при сравнении слова зима, взятого в ряду слов (на ту же букву в словаре: забор, заря, зебра, зима:) с предложением в тексте Зима! Что делать нам в деревне? (П.) Прежде всего предложение характеризуется определенной интонацией - интонацией законченности, которой ни слово, ни словосочетание не обладают; во-вторых, - и это главное - предложение Зима! Обладает особым грамматическим значением. Оно состоит в том, что содержание, заключающееся в этом слове-предложении, соотнесено с действительностью, т.е. определенными средствами языка показано, что в действительности реально в момент речи существует зима.
Отнесение содержания высказывания к действительности есть грамматическое значение предложения, называемое предикативностью.
Интонация законченности как раз и служит показателем предикативности. Ни слово, ни словосочетание предикативностью не обладают.
Сравним теперь с этой точки зрения предложение со словосочетанием; н-р, словосочетание чтение книг вслух, если его взять в ряду таких словосочетаний, как словосочетание выполнение заводом плана, стремление подняться вверх, исполнение этюда по нотам и др., не воспринимается как законченное предложение, как коммуникативная единица: никакого сообщения оно не передает именно потому, что содержание, выраженное этим словосочетанием, никак не соотносится с действительностью. Иное дело в следующем контексте: Вспоминаю долгие зимние вечера, когда все бывали в сборе. Наша уютная столовая. Мягкий свет лампы под абажуром. Стихи, музыка:Чтение книг вслух. В данном случае состоялся акт предицирования, т.е. содержание предложения-высказывания Чтение книг Это и нашло свое отражение в специфическом интонационном оформлении этого предложения, по объему равного приведенному ранее словосочетанию. Следовательно, и от слова, и от словосочетания предложение отличается грамматическим значением предикативности, коммуникативной функцией и интонацией законченности. Дадим определение:
Предложение будем называть синтаксическую предикативную единицу коммуникативного назначения, оформленную интонационно. (Это определение ПП)
Для общения в русском языке служат и такие коммуникативные единицы (коммуникаты), как Да. Нет. Вот еще! Конечно! Спасибо: Эти коммуниканты служат для выражение реакции на реплику собеседника или на его действие, т.е. выражают отношение говорящего к высказанному ранее (или к ситуации, как в случаях благодарности или приветствия). Такие коммуникаты называются релятивами. Релятивы предикативным значением не обладают. Если в высказывании выделить само содержание ("положение дел", пережаваемое предложением) - диктум (или пропозицию) - и отношение говорящего к этому содержанию - модус, то релятивы содержат, в сущности, только модус, т.е. имеют модальное значение, а предложения - и пропозицию (диктум), и модус. Такое соотношение синтаксических единиц можно представить в виде следующей таблицы:

Синтаксические единицы
Номинативного назначения Коммуникативного назначения
словоформы словосочетания не обладающие предикативностью - релятивы обладающие предикативностью - предложения


Следовательно, по мнению авторов пособия "Современный русский язык :/ :Под общей ред. Л.А. Новикова (СПб., 2001), чей взгляд на предложение здесь изложен, коммуникаты-релятивы предложениями не являются.
Можно проанализировать и другие определения предложения, чтобы уяснить суть споров и разногласий по вопросу о самом понятии простого предложения. Так, Н.С. Валгина пишет: Предложение - это минимальная единица человеческой речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее известной смысловой и интонационной законченностью. Будучи единицей общения, предложение вместе с тем является единицей формирования и выражения мысли, в чем находит свое проявление единство языка и мышления. Это определение, на наш взгляд, неудачно, т.к., во-первых, содержит аморфное понятие грамматически организованное соединение слов (или слово), которое, видимо, дается вместо понятия предикативности (как может быть грамматически организовано одно слово?); во-вторых, характеризует предложение как речевую единицу, единицу текста, а в Синтаксисе как разделе лингвистики речь идет о предложении как объекте научного описания - обратите внимание на начало определения Предложение - это минимальная единица человеческой речи; в-третьих, смысловая законченность многих предложений возможна только в тексте (вспомните неполные предложении, а также релятивы, которые многими учеными рассматриваются как нечленимые предложения).

"Ужели?", - думает Евгений:
"Ужель она? Но точно: Нет:
Как! Из глуши степных селений:"
И неотвязчивый лорнет
Он обращает поминутно
На ту, чей вид напомнил смутно
Ему забытые черты.
"Скажи мне, князь, не знаешь ты,
Кто там в малиновом берете
С послом испанским говорит?"
Князь на Онегина глядит. -
Ага! Давно ж ты не был в свете.
Постой, тебя представлю я.
"Да кто ж она?" - "Жена моя". -
"Так ты женат? Не знал я ране!
Давно ли?" - "Около двух лет". - "На ком?"
- "На Лариной". - "Татьяне!" -
Ты ей знаком?" - "Я им сосед?"

В данном отрывке все минимальные сообщения, с точки зрения задач сообщения, одинаково важны: все они несут существенную информацию о тех или иных событиях, действиях, состояниях, чувствах и реакциях, хотя далеко не каждое сообщение обладает смысловой законченностью само по себе. Они коммуникативно значимы именно в тексте. Таким образом, как единицы коммуникативные, все они могут и должны получить одинаковую квалификацию и общее название - высказывания
Высказывание - любой линейный отрезок речи, в данной речевой обстановке выполняющий коммуникативную функцию и в этой ситуации достаточный для сообщения о чем-то. Все высказывания характеризуются тем, что выражены словами (словом), имеют функцию сообщения и интонацию сообщения и соединены по смыслу с другими высказываниями в потоке речи. Но для того чтобы высказывание стало предложением, мало перечисленных признаков. Простое предложение как особая синтаксическая единица строится по определенной структурной схеме, имеет определенную семантическую структуру, грамматические модификации (формы предложения), свои правила распространения и способность актуализировать коммуникативный центр высказывания (актуальное членение).
Итак, любая коммуникативная единица есть высказывание, но не любое высказывание есть предложение, например:
    1). - Степа был хитрым человеком и, как ни был болен, сообразил, что, раз уж его застали в таком виде, нужно признаться во всем.
- Откровенно сказать, - начал он, еле ворочая языком, - вчера я немножко ... (М.Б.).
    2). Тут арестант опять оживился, глаза его перестали выражать испуг, и он заговорил по-гречески:
- Я, доб... - тут ужас мелькнул в глазах арестованного от того, что он едва не оговорился (М.Б.).
Высказывания типа вчера я немножко:, я, доб... при разборе следует квалифицировать как грамматически не завершенные или прерванные в своем строении коммуникативные единицы, т.е. не предложения, а высказывания.
Таким образом, при рассмотрении синтаксических единиц нужно всегда помнить, что есть язык и есть его реализация в речевой деятельности - текст, связная речь. Единица связной речи - все-таки высказывание, в котором реализуются разные синтаксические структуры, прежде всего и чаще всего, конечно, предложение, но это может быть и одно слово (иногда даже неполное), а также любая незаконченная часть предложения, сегментированная конструкция, именительный темы и др.
Беловольская пишет: центральной грамматической единицей синтаксиса является простое предложение. Это определяется тем, что простое предложение представляет собой элементарную единицу, предназначенную для передачи относительно законченной информации, обладающую такими свойствами, которые делают возможным отнесение сообщаемого в тот или иной временной план. Кроме того, простое предложение - основная единица, участвующая в формировании сложного предложения и текста. Думаем, что для передачи относительно законченной информации служит высказывание, которое чаще всего имеет форму предложения. (Это будет точнее). Кроме того, следует уточнить и положение ПП участвует в формировании сложного предложения. Нам кажется, что и это не совсем так. Предикатные единицы в составе СП действительно имеют ряд существенных признаков, объединяющих их с ПП: они строятся по структурным схемам ПП, имеют самостоятельную предикативность, могут быть охарактеризованы по составу, полноте / неполноте, распространенности / нераспространенности, осложненности / неосложненности. Иногда они формально полностью совпадают с ПП. Однако части СП не имеют, как правило, интонационной завершенности, часто содержат специальные конструктивные элементы, которых не может быть в структуре ПП, смысл многих предикативных частей СП становится понятным лишь в составе всей конструкции. Таким образом, предикативные единицы в составе СП нельзя квалиыфицировать как ПП. Приведем пример:
(1)Что дальше происходило диковинного в Москве в эту ночь, (2) мы не знаем и доискиваться, конечно, не станем, (3) тем более что настает пора переходить ко второй части этого правдивого повествования (М.Б.).
(1), (3) содержат специфические конструктивные элементы, служащие семантическим и структурным целям: уточняют оттенки смысловой связи между предикативными единицами, связывают их в единое целое для образования структурно-семантического единства: это слова что, тем более что; (2) без соседних предикативных единиц информативно недостаточны.
Предлагаю вам определение предложения, которое не имеет указанных недостатков и которое, указывая на единство языка и речи, в то же время отражает их различие как научных объектов:
Простое предложение - это такое высказывание, которое образовано по специально предназначенной для этого структурной схеме, обладает грамматическим значением предикативности и своей собственной семантической структурой, обнаруживает эти значения в системе синтаксических форм (в парадигме предложения) и в регулярных реализациях и имеет коммуникативную задачу, в выражении которой всегда принимает участие интонация.
Обратите внимание на то, что данное определение не исключает, а предполагает, что высказывание может осуществляться и в других синтаксических формах (конструкциях).
Интонация - это система звуковых средств языка, которые функционируют во взаимодействии с синтаксическим строением высказывания и его лексическим составом. Интонация сопровождает и оформляет любое сообщение. К интонационным средствам относится тип интонационной структуры во все многообразии его реализаций (о типах интонационных структур - в академической грамматике), передвижение центра ИК, осуществляемое движением тона голоса и темпа, паузы.
Посредством интонации выражаются различия 1) по цели высказывания: Машина у Павла. Машина у Павла?; 2) по семантической структуре: Машина у Павла. Машина у Павла!; 3) по степени смысловой нагрузки отдельных частей предложения: Профессия врача, если говорить об этом серьезно, никогда его не интересовала; 4) по выделению главного в сообщении: Павел звонил вчера; 5) по характеру отношения говорящего к высказыванию: Зачем вы рассказали об этом?; 6) по экспрессивно-эмоциональной окраске (стилистической) окраске: Какая музыка.
Посредством законченной интонации сообщения можно превратить в предложения словосочетания, отдельные слова (примеры мы уже приводили в начале темы - словосочетание чтение книг вслух, слово зима).
2. Предикативность как грамматическое значение предложения. Категории, оформляющие предикативность.
Большинство типов предложения соотносится с логическим суждением. В суждении что-то о чем-то утверждается или отрицается, и в этом находит свое выражение так называемая предикация (предицирование), т.е. раскрытие содержания логического субъекта логическим предикатом. Сопоставляя предложение с психологическим суждением, т.е. соединением двух представлений, сторонник психологического направления в лингвистике Д.Н. Овсянико-Куликовский давал следующее определение: "Предложение есть такое слово или такое упорядоченное сочетание слов, которое сопряжено с особым движением мысли, известным под именем "предицирования" ("сказуемости")" ("Синтаксис русского языка". СПб, 1912. С. 50). Мы немного говорили об этом в начале данной лекции, отметили, что грамматическим значением предложения является предикативность, и этот признак нашел отражение в большинстве современных определения предложения.
Предикативность - грамматическая категория, устанавливающая общую отнесенность сообщаемого к действительности, а общая отнесенность включает в себя и отношение сообщаемого к действительности, и протекание сообщаемого в определенном времени. К числу синтаксических категорий, выражающих грамматическое значение предикативности, относятся категории объективной модальности (синтаксического наклонения), темпоральности (синтаксического времени. Кроме того, вслед за В.В.Виноградовым многие ученые включают в число категорий, оформляющих предикативность, и категорию персональности (синтаксического лица) - так поступают и авторы СПб. пособия.
Сравнивая предложения Лето! и Было бы сейчас лето!, видим, что в первом случае содержание предложения отнесено к действительности как реальное, имеющее место в настоящем; это значение передано синтаксическим индикативом, т.е. синтаксическим реальным наклонением. Второе предложение содержит сообщение о событии, факте, желательном для говорящего, но в реальной действительности места не имеющем. Таким образом, одно и то же содержание, заключенное в слове "лето", соотнесено с действительностью по-разному: в первом случае как реальное, во втором - как ирреальное. Средством выражения этих значений объективной модальности являются формы синтаксического наклонения: реального в первом случае, ирреального - во втором.
Итак, первая категории, в которой выражается предикативность, - это категория объективной модальности, которая показывает, что отношение сообщаемого к действительности мыслится как реальное или как ирреальное. Ядро этой категории составляет категория наклонения глагола.
Но наклонение - это морфологическая категория, а объективная модальность - синтаксическая категория, поэтому способы ее выражения можно назвать синтаксическими наклонениями. Отличия объективной модальности (синтаксического наклонения) от морфологического наклонения состоят в следующем:
   1. Объективная модальность выражается и в безглагольных предложениях, а морфологическое наклонение присуще глаголу как части речи: Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. (Блок); Ночь. - не просто понятие ночи как антонима к слову день, а утверждение существования, бытия ночи: ночь сейчас, т.е. здесь выражено и отношение ко времени (н. вр.), и отношение к действительности, т.е. в предложении представлено синтаксическое реальное наклонение, хотя глагол отсутствует (средствами выражения этого значения является повествовательная интонация вместе с нулевой связкой; ср.: Была бы ночь.)
   2. Морфологических наклонений в русском языке только три, а структура объективной модальности (синтаксического наклонения, как показала Н.Ю. Шведова, включает 6 членов: 1 - реальная модальность; 2-6 - ирреальная модальность.
   3. Значение требуемого или необходимого действия может передаваться и формой инфинитива, который в морфологическом плане не обладает формами словоизменения и, следовательно, стоит вне категории морфологического наклонения, н-р: Вам выступать!
Вторая синтаксическая категория, с которой связано выражение предикативности, - это категория темпоральности (синтаксического времени), которая показывает отнесенность содержания высказывания к одному из трех временных планов, н-р: Завтра мы будем писать диктант. Завтра нам писать диктант. Завтра мы пишем диктант. Во всех трех случаях содержание сообщения отнесено к одному и тому же временному плану - плану будущего, хотя морфологическая форма будущего времени глагола присутствует только в первом предложении.
Отправной точкой для установления временного плана является момент речи. Н-р, о плане прошедшего мы говорим в том случае, если действие произошло (или могло произойти) до момента речи, хотя при этом морфологическая форма глагола, означающего это действие, может быть и другая, например будущего времен: Я ушел далеко за город. Меня потянуло в темную чащу лип. Из людей я там никого не встречу: это усадьба старухи-помещицы Ярцевой, и с нею живет только ее сын-студент. Говорят, он замечательно играет на скрипке, и его московский учитель-профессор сулит ему великую будущность. (Вересаев) Во всех случаях содержание сообщений отнесено к одному и тому же временному плану - плану прошлого, хотя морфологические формы глаголов в частях этого сообщения - это формы настоящего и будущего времени.
Мы знаем, что у форм побудительного и сослагательного наклонений нет морфологического значения времени, однако если эти формы употребляются в предложении (в речи), то ирреальные модальные значения получают отношение ко времени, н-р: Пора, красавица, проснись: (П.) - лирический герой обращается к красавице так, что побуждение к действию совпадает с моментом речи: "проснись сейчас, сразу: пора просыпаться сейчас, когда я это говорю". Ср.: Пусть всегда будет солнце! (Ошанин) - пожелание, чтобы событие имело место в будущем.
Многие исследователи относят к числу категорий, оформляющих предикативное значение, еще и категорию персональности, показывающую отношение сообщаемого к лицу: говорящему 1 л.), собеседнику (2 л.), не к говорящему и не к собеседнику (3 л.). Например, в предложении Не видать тебе праздника выражено отношение признака (действия) "видеть праздник" к собеседнику, поэтому в предложении выражено значение 2 лица, -ом лице в нем отсутствует. Следовательно, категория лица (категория персональности) - это тоже синтаксическая категория, так как полного соответствия между персональным планом, в который относится сообщение, и морфологической формой глагола может и не наблюдаться. Академик В.В. Виноградов относил синтаксическое лицо к таким категориям, которые, наряду с синтаксическим наклонением и синтаксическим временем, оформляют предикативное значение предложения.

Предикативная конструкция образует своеобразную парадигму форм изменения по этим трем категориям. Но как сами значения темпоральности, модальности и персональности, так и парадигма предложения лишь на первый взгляд напоминает соответствующие морфологические категории и парадигму глагола. Отличия связаны с рядом моментов: 1) синтаксические категории выражаются морфологическими, но не тождественны им: Книга прочитана - в предложении употреблено причастие прош. врем. Но в предложении выражен результат действия, и этот результат отнесен к настоящему времени, то есть в предложении выражено синтаксическое настоящее время: Книга была прочитана. Книга прочитана. Книга будет прочитана.
   2) Синтаксические категории наклонения, времени, лица есть и в безглагольных конструкциях, а также в предложениях, в которых глагольная форма лица не имеет: 1) Ночь - не просто понятие ночи как антонима к слову день, а утверждение существования, бытия ночи: ночь сейчас, т.е. здесь выражено и отношение ко времени (н.вр.), и отношение к действительности (реальн. модальность, и отношение к лицу (3 л.); 2) Брат приехал (пр. вр.).
   3) Парадигма глагола включает инфинитив, причастие и деепричастие, а парадигма предложения своих членов на основе этих форм не имеет.
   3. Аспекты анализа предложения
Предложение - многоаспектная, многоуровневая синтаксическая единица. Это значит, что оно обладает: 1)определенной формальной устроенностью - синтаксической структурой; 2) определенным коммуникативным значением, отражаемым его актуальным членением и 3) своей семантикой.
1. Анализ формальной структуры предложения предполагает выяснение того, какая конструкция лежит в основе этого предложения. При этом происходит абстрагирование от лексического наполнения, порядка слов, интонации и контекста, в котором оно употреблено. Этот аспект (или уровень) организации предложения называется конструктивно-синтаксическим. Так, на конструктивно-синтаксическом уровне окажутся тождественными такие, н-р, предложения: Идет дождь, Кенгуру водятся только в Австралии, Завод выполнил план, т.к. в основе их всех лежит предикативное сочетание имени существительного в им. пад. со спрягаемой формой глагола, между которыми устанавливается связь координации.
2. Анализ предложений с точки зрения их коммуникативной устроенности предполагает выявление их актуального членения, т.е. выделение двух компонентов в соответствии с коммуникативным заданием говорящего: темы (т.е. исходного пункта высказывания, обозначающего то, из чего говорящий исходит, строя свое сообщение) и ремы (т.е. сообщения по поводу темы. Тема-ремное (иначе - актуальное, динамическое) членение предложения отражает коммуникативную установку говорящего, коммуникативное назначение этого предложения в речи, поэтому оно тесно связано с контекстом, ситуацией, лексическим составом предложения. Предложение в этом аспекте может быть названо высказыванием. Вторые сутки мы были в море. На рассвете первой ночи мы встретили густой туман, который закрыл горизонты, задымил мачты и медленно возрастал вокруг нас, сливаясь с серым морем и серым небом. Была зима, но все последние дни стояла оттепель. На Кавказских горах таяли снега, а море дышало обильными предвесенними испарениями И вот ранним сумрачным утром машина внезапно затихла и пассажиры, разбуженные этой неожиданной остановкой, гремучими свистками и топотом ног на палубе, полусонные, озябшие и встревоженные, один за другим стали появляться у рубки.
Непроницаемая густота тумана наливалась настоящими сумерками - тоскливой аспидной мутью, за которой в двух шагах чудился конец света, жуткая пустыня пространства. (Бунин) (Вспомните описание моря Буниным в одном из уже известных нам текстов: Ночь же настала, страшная и великолепная: слепая и темная, но стократ живая, глухо бунтующая Бездна.
Данный уровень организации предложения называется коммуникативно-синтаксическим.
Третий аспект организации предложения называется семантико-синтаксическим, т.к связан с характером синтаксической семантики каждого предложения. С этой точки зрения следующие предложения будут иметь и черты сходства, и черты различия. Так, предложение Идет дождь имеет бытийную семантику, так как в нем сообщается о бытии события, действия, оно так и называется - бытийное. 2)-ое и 3)-е - Кенгуру водятся только в Австралии и Завод выполнил план дают квалификацию событий, обозначают их признак - это предложения. Вместе с предложениями именования и тождества приведенные предложения образуют логико-синтаксическую типология ПП.
При классификации предложений должны учитываться все названные аспекты.

Боженко Л.Н.



По материалам http://www.filologdirect.narod.ru/ Все материалы защищены в строгом соответствии с законом. При перепечатке указание на первоисточник и автора обязательны. Господа, помните о сетевом этикете.
Hosted by uCoz